Лутфия Абдулхоликзода. Знания, исследования, научный поиск – приоритет Республики Таджикистан

ШОС: новая сила в новом мире

Рекомендуемая ссылка на статью:
Лутфия Абдулхоликзода. Знания, исследования, научный поиск – приоритет Республики Таджикистан // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2015, №6 (98)
.
Лутфия Абдулхоликзода, кандидат педагогических наук, ректор Института государственного управления при Президенте Республики Таджикистан (734000, Республика Таджикистан, Душанбе, ул. Саид Носир, 33). E-mail: info@ahd.tj

Аннотация: Статья посвящена анализу основных направлений сотрудничества Таджикистана в области образования и науки со странами, участвующими в работе ШОС. Рассматриваются основные направления сотрудничества в рамках солидной договорно-правовой базы, включающие обмен студентами, предоставление стипендий студентам из государств-членов ШОС для обучения в университетах КНР и России, создание филиалов ведущих вузов России и центров «Конфуций» из КНР в странах Центральной Азии, в том числе в Таджикистане, развитие сетевого университета ШОС.

Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества, интеграция, Хартия ШОС, сотрудничество, образовательные учреждения.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) сегодня – влиятельная  международная организация, деятельность которой направлена на развитие всестороннего регионального сотрудничества. Формирование ШОС началось после распада СССР в процессе ведения переговоров по пограничным вопросам между бывшими странами Советского Союза, имеющих общую границу с Китайской Народной Республикой. Эти переговоры заложили основу для формирования Шанхайской пятёрки – Китайской Народной Республики, Российской Федерации, Казахстана, Таджикистана и Кыргызстана, которые были заинтересованы в решении пограничных вопросов и развитии долгосрочного сотрудничества. В рамках объединения обсуждались вопросы укрепления доверия в приграничных районах, развитие всестороннего сотрудничества в сферах политики, безопасности, а также торгово-экономической, культурно-гуманитарной и других областях.

14–15 июня 2001 года главы стран-участниц подписали Декларацию о создании ШОС, Шанхайскую конвенцию по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также совместное заявление о подключении Узбекистана к «шанхайскому процессу» [Бобоев Ш., 2011, С. 100]. 7 июня 2002 года в Санкт-Петербурге была подписана Хартия – основной уставной документ Шанхайской организации сотрудничества. Таким образом, был создан правовой фундамент для новой международной организации. Согласно документу, государства – члены объединения своими общими целями считают, в том числе и расширение культурно-гуманитарных связей, включая сферы науки и техники, здравоохранения, охраны окружающей среды, образования, а также развитие контактов между людьми.[1]

Партнерство в сфере образования получило юридическое оформление после подписания Соглашения о сотрудничестве в области образования 15 июня 2006 года в Шанхае [Международные соглашения о сотрудничестве в сфере образования, 2009. С. 89–91]. В ст. 1 Соглашения закреплено, что стороны в соответствии с национальным законодательством своего государства осуществляют сотрудничество в области образования, а также обмениваются опытом и информацией. Стороны поддерживают развитие интеграционных процессов в области образования и создание информационной и нормативной правовой базы по вопросам политики государств-сторон в области образования (ст. 2). Важной является статья 9, где подчеркивается, что стороны способствуют созданию механизмов взаимного признания и установления эквивалентности документов об образовании государственного образца.

C целью координации совместных действий, согласования и выполнения конкретных мероприятий по реализации Соглашения была  создана постоянно действующая экспертная рабочая группа, в которую вошли представители всех государств – членов объединения. Рабочая группа проводит заседания не реже одного раза в год и разрабатывает предложения для дальнейшего сотрудничества.

На заседании Совета глав государств-членов ШОС в Бишкеке в августе 2007 года Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон отметил многообразие сотрудничества в культуре и образовании и выразил уверенность, что «реализация подписанных между правительствами наших стран соглашений по указанным вопросам обогатят взаимодействие государств-членов ШОС в духовно-культурной и образовательной сферах, еще больше сблизят наши народы друг с другом».[2]

В своем выступлении на совещании министров образования государств-членов ШОС в октябре 2008 года в Астане Генеральный секретарь ШОС Болат Нургалиев отметил, что «происходящая универсализация  подходов к совершенствованию образовательного процесса затрагивает и ШОС, и поэтому мы должны активно заниматься налаживанием совместного механизма сотрудничества в сфере образования, с конечной целью содействовать формированию общего образовательного пространства с учетом лучших национальных традиций, опыта развития национальных образовательных систем, а также на основе изучения  подходов и принципов, утвердившихся в мировой практике».[3]

Намерения продолжить сотрудничество в сфере образования, науки, развития культурных и молодёжных обменов в интересах укрепления взаимопонимания и дружбы было выражено и в совместном коммюнике по итогам заседания Совета глав государств-членов ШОС от 28 августа 2008года.[4]

В настоящее время в ШОС началось формирование единого образовательного пространства, что в целом соответствует интеграционным процессам в мировой системе образования. 24 октября 2008 года на совещании министров образования стран-участниц организации в Астане были утверждены концепция и план создания Университета ШОС. По итогам обучения студент сможет получить единый диплом университета по направлениям «Регионоведение», «Информационные технологии», «Нанотехнологии», «Энергетика», «Экология» [Бобоев Ш., 2011. С. 132].

В 2009 году началась реализация первых магистерских программ, а годом позже вузы приступили к налаживанию взаимодействия на уровне бакалавриата и аспирантуры. Сегодня, по итогам конкурса заявок университета ШОС, Таджикистан по направлению «Регионоведение» представляет Российско-Таджикский (славянский) университет, в России – МГИМО, Уральский государственный университет имени Горького, МГУ им. М.В. Ломоносова и Московский государственный лингвистический университет. В свою очередь, Китай представляют Синьцзянский и Пекинский педагогический университеты, а также Пекинский университет иностранных языков; Кыргызстан – Бишкекский гуманитарный и Ошский университеты; Казахстан – Казахский и Евразийский национальные и Казахский экономический университеты.[5]

В июне 2008 года в городе Урумчи впервые состоялся Форум представителей Академий наук государств-членов ШОС по проблемам научного сотрудничества. В октябре 2008 года в Москве была проведена Неделя «Образование без границ», а в мае 2009 года – вторая Неделя образования и первый Форум ректоров вузов стран ШОС. Первая встреча экспертов государств-членов ШОС по науке и технике в июле 2009 года в Урумчи была посвящена обмену мнениями о налаживании сотрудничества по вопросам подготовки, повышении квалификации и обмена специалистами в области науки и техники, совместного проведения научно-исследовательских работ, научных семинаров, курсов, организации международных научно-технических выставок и т.д. В частности, было обращено внимание на необходимость ускорения реализации девяти совместных научно-исследовательских проектов, указанных в обновленном Плане мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества. Договоренность по этим вопросам была достигнута в мае 2010 года в Пекине в ходе первого Совещания руководителей министерств и ведомств науки и техники государств-членов ШОС. Принято решение о создании экспертной рабочей группы. В сентябре 2010 года министры образования государств-членов ШОС обсудили вопросы сотрудничества между Казахстаном, Китаем, Кыргызстаном, Россией и Таджикистаном в этой области и одобрили Перечень мероприятий по реализации межправительственного соглашения о сотрудничестве в области образования на период 2011–2012 годов.

Таджикистан наладил хорошее взаимодействие в рамках ШОС между академиями государственного управления и государственной службы. В 2009 году прошел Форум ректоров национальных академий и институтов государств-участников ШОС, посвященный обсуждению темы «Мировой финансовый кризис и инновационное государственное управление». В принятом по результатам встречи коммюнике отмечается необходимость расширения сотрудничества, налаживания обмена опытом по обучению и повышению квалификации государственных служащих стран-участниц ШОС. Участники Форума также высказались за реализацию совместных научно-исследовательских проектов по проблемам государственного управления и государственной службы [Гафорова Н.А., 2009. С. 74–77].

Таким образом, в рамках ШОС в области образования и науки подготовлена солидная договорно-правовая база, которая ускорила процесс взаимодействия между членами структуры. На базе подписанных договоров и соглашений проводился обмен опытом в области образования, науки, регулярным стал обмен студентами. В рамках ШОС студентам для обучения в университетах КНР и России предоставляется полная стипендия. Важную роль играет создание филиалов ведущих вузов России и центров «Конфуций» из КНР в странах Центральной Азии, в том числе в Таджикистане, а также создание сетевого университета ШОС. Эти достижения, безусловно, являются результатом, как двусторонних отношений, так и развития сотрудничества государств-членов ШОС.

В Таджикистане русский язык все еще остается основным языком межнационального общения, а также языком науки. Наряду с китайским, он

является рабочим языком стран ШОС, потому что для пяти из них он остается единственным объединяющим всех языком межнационального общения. Главным языком он остается и для общения Китая со странами Центральной Азии. Что касается стран-наблюдателей, то для общения также используется и английский язык – язык науки и культурного обмена современности.

По мнению таджикского ученого Х. Худоберди, Республика Таджикистан в последнее время по темпам внедрения китайского языка в своих вузах и школах опережает другие страны региона. Это вызвано расширением и укреплением экономических связей между нашими государствами. В Таджикистане знание китайского языка становится с каждым годом все более популярным и престижным [Худоберди Х., 2015. С. 44].

Частыми стали поездки в Китай таджикской молодежи для изучения китайского языка и получения высшего и специального образования. Китайская сторона ежегодно устраивает курсы повышения квалификации для преподавателей китайского языка из других государств-членов ШОС в Ланьчжоуском университете (провинция Ганьсу), вошедшем в список 100 приоритетных вузов Китая. Такие курсы в последнее время также организованы в Синьцзянском педагогическом университете в городе Урумчи. При этом китайская сторона берет на себя расходы по проживанию, питанию преподавателей, предоставляет учебники и другие учебные пособия, организует познавательные экскурсии [Худоберди Х., 2015.  С. 45].

При Таджикском национальном университете при поддержке Посольства КНР в Таджикистане создан культурно-образовательный центр «Конфуций». Создание Центра способствовало развитию преподавания китайского языка в республике, оказало позитивное влияние на культурное взаимодействие. Для преподавания китайского языка на базе Института языков имени С. Улугзаде приглашаются китайские преподаватели. В Российско-Таджикском (Славянском) университете создан Центр китайского языка, где наблюдается большой интерес к его изучению и высоко желание студентов посвятить свою жизнь китаистике.

В целом, необходимо отметить, что сотрудничество стран-членов ШОС в сфере образования и науки основано на принципах равенства отношений партнеров, взаимоуважения и взаимопонимания, учета особенностей национальных менталитетов, истории каждого народа и свободного выбора им своего будущего. Следование этим принципам способствовало эффективному развитию сотрудничества в прошлом и является залогом успеха в настоящем и будущем.

Литература

Бобоев Ш., Шанхайская организация сотрудничества геополитической структуре Среднего Востока. Душанбе, 2011.

Гафорова Н.А., Сотрудничество Института повышения квалификации государственных служащих Республики Таджикистан с Академией государственной службы Китайской Народной Республики // Вестник Института  повышения квалификации государственных служащих Республики Таджикистан. Душанбе, 2009. №4.

Международные соглашения о сотрудничестве в сфере образования / Составитель: Департамент международного сотрудничества в образовании и науке Минобрнауки России. 2009.

Худоберди Х. Вклад Республики Таджикистан в становление и развитие Шанхайской организации сотрудничества (1996–2014). Дисс. док. ист.наук.-Душанбе, 2015.


[1] Хартия Шанхайской организации сотрудничества.2002/6/7// http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=86

[2] Текущий архив МИД РТ. Папка «Действующие документы о ШОС, 2006-2008»

[3] Выступление Генерального секретаря ШОС на 2-м Совещании министров образования государств-членов ШОС, 2008/10/23// http://www.sectsco.org/RU

[4] Совместное коммюнике по итогам заседания глав государств-членов ШОС,2008/8/28// http://www.sectsco.org/RU

[5]  Хомяков М.Б. «Университет ШОС»//http://www/usu.ru/usu/opencms/today/newws/2009/05/nes_0025.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *