Рахмон Ульмасов, Нурали Курбанов. Проблемы миграции и пути их решения в рамках интеграционных объединений

ШОС: новая сила в новом мире

Рекомендуемая ссылка на статью:
Рахмон Ульмасов, Нурали Курбанов. Проблемы миграции и пути их решения в рамках интеграционных объединений // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2015, №6 (98)
.
Рахмон Ульмасов, доктор экономических наук, профессор Российско-таджикского (славянского) университета (734025, Душанбе, ул. Мирзо Турсунзода, 30). E-mail: ulmasovr@gmail.com

Нурали Курбанов, доктор экономических наук, профессор, директор Института экономико-правовых основ недропользования Российского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе (117997, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 23). E-mail: nurali.k@mail.ru

Аннотация: В статье показано, что значимость Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) на региональном и мировом уровнях имеет тенденцию к повышению. Об этом свидетельствует динамика товарооборота стран-участниц, партнеров по диалогу и наблюдателей этой организации. При этом крайне актуальной становится проблема миграции, основой которой являются безработица, высокий уровень дифференциации доходов, неверие значительной части населения в возможность трудоустройства на исторической родине в будущем. Развитие ШОС в перспективе будет способствовать выработке новых механизмов миграционной политики и преодолению проблемы бедности населения.

Ключевые слова: ШОС, миграция, интеграция, демография, качество жизни.

Формирование межгосударственных организаций – характерная примета времени. За сравнительно короткий период Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) стала важным и значимым интеграционным объединением, и интерес к нему со стороны других стран неуклонно увеличивается.

ШОС наряду с БРИКС, Южноамериканским общим рынком (МЕРКОСУР), Союзом южноамериканских наций (УНОСУР), Сообществом стран Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC), Боливарианским альянсом для народов Америки (АЛБА) сегодня реализует различные программы, направленные на развитие экономики, инфраструктуры, гуманитарной сферы.

В настоящее время в состав ШОС входят страны-участницы (Индия, Казахстан, Киргизия, Китайская Народная Республика, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан), государства-наблюдатели (Афганистан, Беларусь, Иран, Монголия) и партнеры по диалогу (Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция, Шри-Ланка). В этих странах проживает более трех млрд человек, что с учетом тенденции к расширению ШОС в обозримой перспективе составит около 50% от всего населения Земли.

Практически аналогичная ситуация наблюдается и с географической точки зрения. Действительно, если сложить площадь всех стран, входящих в ШОС, то получится, что Организация занимает около половины всей площади Земли.

Одной из особенностей, подчеркивающей значимость этой организации, является тот факт, что четыре ее постоянных члена (Китай, Россия, Индия и Пакистан) обладают ядерным оружием. Это, безусловно, оказывает и будет оказывать существенное влияние на политическую ситуацию не только в Азии, но и во всем мире.

Также необходимо учитывать и то, что Китай и Россия входят в число постоянных членов Совета Безопасности ООН. Поэтому ШОС может играть ключевую роль в обеспечении международной безопасности.

Не стоит забывать и о крайне актуальной проблеме миграции. Причем она неразрывно связана с проблемой бедности, масштабы которой стремительно увеличиваются и являются серьезным тормозом для развития разных стран, прежде всего, на африканском континенте. По данным ООН, число людей, страдающих от голода, превысило один млрд. На первый взгляд, не поддается разумному объяснению тот факт, что в ХХI веке от недоедания каждый день умирает до 20 тыс. детей. И происходит это не вследствие нехватки продовольствия, а по причине реализации экономической политики, нацеленной на извлечение прибыли вместо обеспечения продовольственной безопасности.

В ХХI веке мы будем свидетелями повышения глобальных рисков. Однако миграция еще не заняла адекватного места в их перечне. Между тем основная идея доклада Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна «Международная миграция и развитие» заключалась в том, что международная миграция является идеальным средством содействия взаимному развитию, то есть скоординированному последовательному улучшению экономических условий как в районах, отдающих мигрантов, так и в районах, их принимающих. По сути, миграция должна стать объектом исследования, а не объектом споров.

Например, из 2,2 млн трудоспособного населения Таджикистана 1,8 млн (то есть 81,8%) работают за пределами своей страны, большинство – в России. Об этом сообщила прибывшая в Уфу для участия в саммите ШОС министр труда, миграции и занятости населения Таджикистана Сумангул Тагойзода[1]. Она справедливо отметила, что граждане Таджикистана, приезжающие в Россию, сталкиваются с целым рядом проблем: «Это и короткий срок получения патента (на оформление патента российским законодательством определено 30 дней, однако не всегда в течение данного срока удается его оформить), и штрафы за то, что человек выполняет другую работу, нежели та, которая прописана в патенте». Но самая большая проблема состоит в том, что зачастую человеку, проделавшему длинный путь и потратившему в среднем 50 тыс. рублей (на дорогу, питание, обучение русскому языку, на уплату пошлины за тестирование на знание русского языка, медицинское страхование, дактилоскопию), отказывают в выдаче патента по тем или иным причинам.

На сегодняшний день 300 тыс. граждан Таджикистана получили российское гражданство, а также сотни человек в Казахстане и других странах ШОС. Если в 2002 году в Китае обучалось всего 28 таджикских студентов, то к 2012 году их число увеличилось более чем в 40 раз и превысило 1,1 тыс. человек. Всего за рубежом учатся более 11 тыс. студентов из Таджикистана. Кроме того, отсутствует достоверная информация о том, сколько детей мигрантов учатся вузах России и других странах (по нашей экспертной оценке это количество измеряется тысячами человек).

С момента обретения Таджикистаном независимости более 7 тыс. человек были направлены государством в зарубежные вузы и примерно 40% из них успешно завершили обучение. Кроме того, по направлениям министерств, ведомств, организаций и предприятий страны за последние пять лет четыре тысячи. представителей Таджикистана направлены на учебу и переквалификацию в зарубежные страны. Также более 300 молодых людей страны направлены на учебу за рубежом по Международной стипендии Президента Таджикистана «Дурахшандагон». В настоящее время 86 из них после завершения учебы успешно работают в различных сферах экономики страны[2].

Весьма показательно, что более 50% студентов 2-го курса, обучающихся в вузах Таджикистана, собираются после учебы поехать на работу в другое государство. Очевидно, что есть существенный разрыв между востребованностью выпускников на рынке и тем образованием, которое они получают в своих вузах. В этой связи Международная организация ООН по труду предупреждает о рисках появления так называемого «потерянного поколения» молодых рабочих, которые могут не найти себе применения в современных условиях роста нищеты, а также так называемых «дипломированных мигрантов».

Что же необходимо сделать? Прежде всего, необходимо разработать конкретные механизмы реализации миграционной политики, надо заниматься поиском общенациональной объединяющей идеи для Таджикистана в области миграции. В первую очередь, необходимо победить бедность, а для этого – обеспечить эффективную занятость, создав современную промышленность, сельское хозяйство и платежеспособный спрос на их продукцию.

Основой миграции являются безработица, высокий уровень дифференциации доходов, неверие значительной части населения в возможность трудоустройства на исторической родине в будущем. Причем миграция – это социокультурный процесс, сопровождающийся весьма существенными ментальными изменениями. Например, дети мигрантов и студенты, воспитываются в духе двух культур и традиций, постепенно становясь как бы «русскими с таджикскими корнями». Как правило, в третьем поколении едва ли 2% от изначального числа мигрантов будут сохранять свою историческую культурную идентичность. Остальные постепенно включаются в жизнь своей новой родины и перенимают не только ее культуру и философию, но даже религию.

Этот процесс надо обязательно учитывать при выработке механизмов миграционной политики. Дети, выросшие в мигрантских семьях в России, впоследствии имеют гораздо больше склонности к смешанным бракам, а значит, и к последующей ассимиляции, чем их родители. Те же дети, которые выросли в смешанных семьях, еще быстрее врастают в культуру страны пребывания и теряют культурные связи с исторической родиной. В соответствии с данными проведенного Всемирным банком социологического исследования, видно, что 46% мусульман заключают браки с немусульманами [Лукьянец, 2013. С. 378]. Это серьезный аргумент против роста националистических настроений в любой стране, поскольку большинство иммигрантов во втором поколении уже будут осознавать себя жителями новой родины и носителями ее культуры.

Важно также обратить внимание на тот факт, что для Таджикистана эмиграция в Россию выгодна по двум причинам. Во-первых, за счет своих заработков они получают возможность поддержки своих семей и способствуют сохранению социальной стабильности на родине. Во-вторых, в России таджикским мигрантам предоставляется возможность приобретать квалификацию и вернуться на родину с новыми знаниями и профессиональным опытом. По последним данным, 73% таджикских мигрантов работают в строительстве[3] и полученные ими компетенции будут, несомненно, востребованы в Таджикистане. Их потенциал позволит если не окончательно победить, то значительно снизить бедность на основе обеспечения эффективной занятости, создания современной промышленности, развития сельского хозяйства и платежеспособного спроса на производимую продукцию. Следует отметить, что на данном этапе мигрантам также остро необходима моральная поддержка. Следует выявлять и тиражировать положительные «истории успеха» мигрантов, которых достаточно много.

Показательно, что процесс миграции сопровождается появлением самых разных мифов, которые часто имеют мало общего с реальностью.

Миф первый: мигранты занимают рабочие места, на которых могли бы работать россияне. По экспертной оценке Ольги Чудиновских, большинство безработных в России живут в малых городах и сельской местности [Чудиновских, Донец, 2012]. Причем лишь 12% из них ответили согласием на вопрос о желании переезда в другую местность, то есть туда, где есть работа. Интересно, что по данным сектора изучения миграционных и интеграционных процессов Института социологии РАН, длительность рабочей недели у мигрантов, занятых преимущественно неквалифицированным трудом, составляет до 60 часов и в 1,5 раза превышает аналогичный показатель граждан Российской Федерации. Характерно, что в Германии, где безработица существенно выше, чем в России, существует потребность примерно в миллионе квалифицированных мигрантов. С учетом изложенного, напрашивается вывод о том, что мигранты не могут быть значимой причиной безработицы среди граждан России.

Миф второй: мигранты совершают большинство преступлений. На самом деле, согласно имеющейся статистике, даже в Москве, где концентрация мигрантов максимальна, на их долю приходится не более 20% преступлений[4], а в целом по стране не более 5%.

Миф третий: мигранты вывозят деньги. Это правда – доля денежных переводов мигрантов из многих стран СНГ достигает до 40% ВВП. Но это крайне односторонний взгляд на рассматриваемую проблему, поскольку, по имеющимся оценкам, вклад мигрантов в российский ВВП составляет примерно 15-20%[5] и значительно превышает отток денежных средств. В настоящее время развитые страны оказываются все более заинтересованными в притоке квалифицированных мигрантов. Это проявляется, например, в том, что показатели миграционного прироста в Испании опережают российские показатели в пять раз, а показатели Великобритании – в 1,5 раза. Сохранение миграционного прироста не только обеспечит устойчивый рост населения в ближайшие десятилетия, но и будет способствовать торможению его старения и оптимизации возрастной структуры.

Другой срез рассматриваемой проблемы состоит в том, что по имеющимся прогнозам в ближайшее десятилетие численность населения России будет сокращаться, и только с 2025 года начнет понемногу увеличиваться. И без миграционного прироста демографическая ситуация может только ухудшиться.

С нашей точки зрения, ни один проект – ни в экономике, ни в социальной сфере, ни в политике – не может быть успешным без соответствующего информационного сопровождения. Поэтому представляется целесообразным провести «Душанбинский медиафорум» под брендом трех «Д» – «Диалог. Дружба. Добросердечность», цель которого заключалась бы в укреплении взаимного доверия.

Другое предложение заключается в разработке и практическом применении такого инструмента, как «Карта таджикской миграции». Безусловно, для этого необходимо современное оборудование, создание соответствующей базы и проведение обязательной процедуры оценки рассматриваемого регулирующего воздействия [Марголин, Бучнев, 2014]. Подобная карта могла бы способствовать оптимальному размещению пунктов психологической помощи, значение которых трудно переоценить. Экстренная психологическая помощь сравнима со скорой медицинской: чем быстрее она будет оказана, тем больше шансов, что попавший в сложную жизненную ситуацию человек сохранит свое психическое здоровье и сможет вернуться к нормальной жизни.

В заключение выделим основные риски, создающую угрозу наступления негативных и даже пагубных последствий миграции.

Во-первых, человеческий фактор. Данный риск связан с возможностью принятия человеком ошибочных или необдуманных решений, обусловленных отсутствием систематизированной информации об условиях работы за пределами исторической родины. Минимизация этого вида риска связана с организацией встречного процесса обучения в стране, из которой они эмигрируют, и наличия программы адаптации мигрантов в стране пребывания.

Во-вторых, кризис финансовой системы. Мировой финансовый кризис влияет на каждого человека и, безусловно, на принятие решений потенциальными мигрантами. Причем эти решения могут быть двоякими: мигрант из-за кризиса может вернуться домой из страны, в которую он уезжал на заработки, и это лишь усугубит социальные проблемы на родине; возможно, наоборот, ускоренное принятие решения о выезде в поисках заработка с непредсказуемыми последствиями (поскольку работу быстро найти не так просто). В условиях кризиса миграционные проблемы еще более обостряются, и механизмы их решения необходимо встроить в стратегию развития страны. Косметические меры тут невозможны, а кардинальные требуют глубокой предварительной проработки.

В-третьих, отсутствие объединяющей идеи. Например, для Таджикистана миграция – это проблема XXI века. Поэтому необходимо в ближайшее время создать специализированный НИИ при Академии наук Республики Таджикистан, а также кафедры, центры, лаборатории по изучению миграционных проблем при каждом крупном вузе и адаптировать соответствующие программы обучения. Нужна точная «настройка» государственных образовательных стандартов. Критически важно разработать объективную методику оценки эффективности труда мигранта, поскольку методики, применяемые до сих пор, остаются весьма примитивными.

В-четвертых, столкновение политических интересов вокруг проблемы трудовой миграции. Миграционную карту практически всегда старается разыграть оппозиция, причем с использованием ранее не применявшихся сетевых технологий. Ложная пропаганда через социальную сеть становится мощным оружием экстремистов, и это необходимо учитывать при разработке стратегии информационной безопасности. Тот, кто сможет заручиться поддержкой мигрантов, станет, возможно, обладателем одного из самых больших политических капиталов.

Целесообразно также прислушаться к предложению таджикских правозащитников, суть которого в создании Фонда помощи трудовым мигрантам за счет бюджетных средств. К софинансированию расходов этого Фонда следует подключить и банки, которые получают существенные доходы от предоставления услуг по организации денежных переводов мигрантов. Эти средства могли бы быть потрачены на оказание помощи мигрантам и их семьям, оказавшимся в сложных условиях, включая и различные форс-мажорные обстоятельства.

Предлагается также принять Закон «Об обязательном страховании граждан» при одном обязательном условии: должен быть налажен жесткий государственный контроль за выполнением страховыми компаниями обязательств по полисам. Страховая выплата должна быть разумной, с учетом невысокой платежеспособности населения. Но она должна быть обязательной, поскольку государственный бюджет не может постоянно нести внеплановую нагрузку, связанную с финансовой поддержкой мигрантов.

В целом, сформулированные в статье предложения могут представлять определенный интерес для различных стран ШОС и способствовать выработке новых механизмов миграционной политики стран, входящих в эту организацию.

Литература

Лукьянец А.С. Миграция в США // Современная миграция населения. История, теория, политика. Душанбе, 2013.

Марголин А.М., Бучнев О.А. Правотворческая деятельность: оценка регулирующего воздействия // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 1.

Чудиновских О.С., Донец Е.В. Статистика международной трудовой миграции в России на переломном этапе: что дальше? // Трудовая миграция: тенденции, политика, статистика. Материалы чтений памяти Е.В. Тюрюкановой. М.: ВШЭ, 2012.


[1] За границей работают более 80 процентов трудоспособного населения страны // http://www.grrf.ru/smi-o-nas/novosti/473-za-granitsej-rabotayut-bolee-80-protsentov-trudosposobnogo-naseleniya-strany.html

[2] Рахмон Ульмасов для РАСПП: проблемы миграции и пути регулирования // http://raspp.ru/novosti/raspp_ekonomika/rahmon_ulmasov_dlya_raspp_problemy_migracii_i_puti_regulirovaniya/

[3] «Мигрантомания» Таджикистана // http://www.геополитика.рф/news/blizhnee_zarubezhe/2013-04-07-682

[4] Каждое пятое убийство совершают мигранты // http://www.interfax.ru/moscow/308050

[5] Ежегодный вклад гастарбайтеров в экономику Российской Федерации составляет $ 400 млрд // http://www.finmarket.ru/news/3568203

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *