Марина Омурбекова. Международное сотрудничество в развитии высшей школы Кыргызстана

ШОС: новая сила в новом мире

Рекомендуемая ссылка на статью:
Марина Омурбекова. Международное сотрудничество в развитии высшей школы Кыргызстана // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2015, №6 (98)
.
Марина Омурбекова, кандидат экономических наук, доцент, проректор по учебной работе Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики (720040, Кыргызская Республика,  Бишкек, ул. Панфилова, 237). E-mail: marinaomurat@inbox.ru

Аннотация: Статья представляет собой обзор и анализ текущей ситуации в области сотрудничества Кыргызстана в образовательной сфере со странами-членами Шанхайской организации сотрудничества. Автор освещает такие проблемы, как нестабильная тенденция численности обучающихся в Университете ШОС, ограниченный набор образовательных программ, необходимость расширения языков обучения с учетом потребностей приграничных государств. В статье также затронуты вопросы развития потенциала Университета ШОС, необходимость создания в его составе структуры по научным исследованиям, расширения сети вузов, готовящих специалистов для ШОС в регионах. На основании изложенного автор приходит к заключению о необходимости развития многосторонних образовательных программ по специальностям, востребованным на пространстве ШОС, а также создания соответствующей методологии на межгосударственном уровне.

Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества, Кыргызстан, образование, система подготовки специалистов, гуманитарное сотрудничество, интеграция.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) является уникальной широкоформатной структурой, которая призвана решать вопросы развития общества в странах, являющихся ее членами, а также вопросы межстранового взаимодействия. В этом спектре образование – наиболее значимый фактор, ведущий к глобальному прогрессу, особенно когда речь идет о вопросах развития.

Современное образование по своему назначению и содержанию становится близким понятию «трансформативное образование», поскольку должно охватывать не только основы, но и навыки, ценности, необходимые обществу и каждому конкретному человеку для того, чтобы противостоять таким вызовам, как изменение климата, экстремизм, экономические реформы, войны, раскол внутри и между обществами.

Статья 3 Хартии Шанхайской организации сотрудничества в качестве одного из основных направлений сотрудничества определяет «…расширение взаимодействия в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма». Безусловно, объединяющим началом для ШОС является экономический рост и необходимость его обеспечения. Однако, и это признается экспертным сообществом, экономический рост невозможен без гуманитарной, образовательной составляющей. Достижения в образовательной сфере становятся залогом, платформой для инновационного развития стран, экономического роста и социальной защищенности населения. Своевременность этих процессов также состоит в том, что политическое и экономическое пространство Евразийского континента по-прежнему остается дефрагментированным, причиной чего являются региональные конфликты, разность в уровнях экономического развития, политическая нестабильность. Решением этой проблемы может стать построение комплексной структуры стабильности Евразийского континента И сотрудничество в образовательной сфере должно стать мостом к построению развитого евразийского сообщества.

За время существования ШОС страны-члены организации наладили практическое и действенное сотрудничество в области образования, результатом которого стал Университет Шанхайской организации сотрудничества, объединяющий на сегодняшний день 69 вузов стран ШОС и четыре – из Беларуси. Миссия Университета ШОС заключается в осуществлении совместной подготовки высококвалифицированных кадров на основе согласованных инновационных образовательных программ по специальностям, представляющим приоритетный интерес для экономического и социального развития государств-членов Шанхайской организации сотрудничества[1].

Для Кыргызстана, как члена ШОС и активного участника Университета ШОС, очень важно находиться в векторе развития образовательных проектов, развития общей образовательной и научной среды. Сегодня в Кыргызстане обучаются около 30 студентов из стран ШОС, около 50 кыргызстанцев обучаются по линии УШОС в других странах. Страна в высокой степени заинтересована в активизации научного и академического сотрудничества, педагогического и студенческого обмена, в развитии своей роли как части паназиатского образовательного многоугольника.

В настоящее время Университет ШОС занимает важное место в системе образования Кыргызстана, является действенным механизмом осуществления согласованных программ подготовки кадров, апробации и применения инновационных методик обучения, оценивания качества знаний, взаимодействия с вузами государств-участников ШОС, обмена мнениями и результатами исследований между ведущими специалистами в образовательной среде. Немаловажно и то, что Университет ШОС дает Кыргызстану возможность осуществлять совместные образовательные проекты в формате многостороннего эффективного сотрудничества.

Кыргызская Республика входит в Университет ШОС по четырем направлениям и представлена восемью ведущими вузами страны:

  • по направлению «Регионоведение» – Кыргызский Национальный университет им. Ж. Баласагына и Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева;
  • по направлению «Энергетика» – Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова и Ошский государственный университет;
  • по направлению «IT-технология» – Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова и Кыргызско-Российский славянский университет им. Б. Ельцина;
  • по направлению «Экология» – Кыргызский Национальный аграрный университет им. К. Скрябина и Ошский технологический университет им. М. Адышева.

Первый набор студентов-магистров был осуществлен в 2010 году, то есть в текущем 2015 году будет осуществлен четвертый выпуск магистров УШОС. В 2011–2012 годах в УШОС из Кыргызстана было направлено 90 магистрантов, в 2014 году было выделено 53 места, направлены 47 человек. Можно констатировать, что базовые вузы УШОС выполняют миссию университета – осуществляют подготовку высококвалифицированных кадров, которые могут работать в рамках совместных проектов на всем пространстве Шанхайской организации сотрудничества.

Необходимо отметить, что запуск и дальнейшее функционирование УШОС расцениваются всеми странами-участницами как исключительно уникальный и положительный опыт практического образовательного сотрудничества. Университет динамично развивается и совершенствует свою систему управления, в 2012 году формализовано функционирование всех органов управления.

12 октября 2012 года в Бишкеке состоялось совещание министров образования государств-членов ШОС. По его итогам было подписано «Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о создании Университета Шанхайской организации сотрудничества», где определено, что Университет представляет собой межгосударственную сеть уже существующих университетов в странах-членах ШОС, а также странах-наблюдателях и странах-партнерах по диалогу, объединившихся для достижения целей Соглашения в области реализации образовательных и научных программ[2].

На совещании в Бишкеке был принят целый ряд основополагающих документов, которые завершили оформление УШОС как учебного заведения: положение о Совете ректоров УШОС – представительного и координирующего органа, положение о Попечительском совете, утверждена единая форма сертификата об обучении в УШОС, а также положение о подготовке и защите магистерской диссертации в рамках сетевого Университета Шанхайской организации сотрудничества.

Подписание этих документов позитивно отразилось на системе образования стран-участниц ШОС, причем не только на механизмах взаимодействия в сфере образования, но и на совместной деятельности в сфере культурных коммуникаций, информационного обмена и перспектив совместной работы. В октябре 2014 года представителями головных вузов были подписаны соглашения по магистерским программам новых направлений подготовки – «Педагогика» и «Экономика».

Необходимо подчеркнуть, что в современных условиях большое значение имеет объединение усилий в подготовке специалистов нового качественного уровня, способных успешно решать задачи эффективного развития инновационной экономики, культуры и социальной сферы как в своих странах, так и в реализации интеграционных проектов государств-членов ШОС. Эта задача уже трансформировалась в устойчивую тенденцию. И сегодня к Университету присоединяются образовательные заведения из стран-наблюдателей и партнеров, что означает, по сути, переход к следующему этапу сотрудничества.

На сегодняшний день можно констатировать наличие определенного прогресса в развитии УШОС, однако также очевидно, что количество специалистов, прошедших в нем обучение, недостаточно, в частности, количество кыргызстанцев в УШОС достаточно сильно различается по годам, несмотря на расширение перечня программ обучения. Такое явление характерно не только для Кыргызстана – в прошлом учебном году в рамках УШОС подготовлено всего около 100 магистров. Назрела необходимость популяризации идеи функционирования Университета с учетом задач развития стран-участниц ШОС, расширения его возможностей на основе новых подходов и сложившихся механизмов деятельности.

На наш взгляд, есть необходимость и возможность создания в составе УШОС структуры по научным исследованиям, к которым были бы привлечены специалисты государств-членов ШОС, а также специалисты других стран, заинтересованные в проводимых исследованиях. Такая структура (фонд, комиссия и т.п.) обеспечила бы эффективное сотрудничество небольших стран, таких как Кыргызстан, с крупными государствами региона и странами за границами ШОС. Формат ШОС тем и уникален, что является открытым для новых вариантов сотрудничества, для инноваций в любой сфере.

Кроме того, становится насущной необходимость расширения сети вузов, готовящих специалистов для ШОС в регионах. Это связано также с языками обучения в УШОС (в настоящее время – китайский и русский). К примеру, изучение китайского языка в Кыргызстане базируется в основном на функционировании Института и классов Конфуция и языковых курсов в различных центрах изучения языков. Русский язык имеет статус официального языка Кыргызской Республики, и большая часть населения свободно им владеет. Однако население регионов, имеющих статус приграничных (например, Баткенская область Кыргызской Республики граничит с Таджикистаном, Ошская и Жалалабадская области – с Узбекистаном, Таласская область – с Казахстаном) достаточно хорошо владеет языком соседней страны, исторически с экономической точки зрения нацелено на сотрудничество с приграничными государствами. В этом случае было бы целесообразно осуществлять обучение в УШОС, развивая программы обмена студентами, на языках стран-членов организации.

На развитие образовательного и в целом гуманитарного сотрудничества стран-членов ШОС оказывает прямое влияние расширение ШОС, поскольку этот процесс и его результаты определяют построение сценариев будущего развития организации. Шанхайская организация сотрудничества в своей Хартии подчеркивает, что открыта для приема в свои члены других государств, которые принимают на себя обязательства соблюдать цели и принципы Хартии, а также другие международные документы, принятые в рамках ШОС[3]. Реализация этого принципа получила свое подтверждение в недавнее время.

В июле 2015 года в Уфе открылся новый этап в развитии ШОС – впервые за время существования организации началась процедура приема новых членов, ими становятся Индия и Пакистан, а Беларусь приобретает статус государства-наблюдателя. Кроме того, статус партнера по диалогу получили Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал. Расширение организации за счет принятия новых членов значительно усилит все направления работы ШОС, но, в первую очередь, положительно отразится на дальнейшей реализации проекта сетевого Университета ШОС.

Существование и развитие ШОС является фактором стабильности в регионе, границы которого существенно расширились. Страны, находящиеся в статусе наблюдателей, демонстрируют высокую заинтересованность в участии в ряде проектов, например, транспортных, энергетических, а также гуманитарного, культурного, образовательного характера[4]. В свете происходящего появляется необходимость развития многосторонних образовательных программ по специальностям, востребованным на всем пространстве ШОС. Возможно, необходимо начать разработку и внедрение программ обучения в Университете ШОС, когда студенты будут обучаться поочередно в нескольких университетах, входящих в состав УШОС.

Таким образом, развитие процесса интеграции образования выдвигает необходимость создания соответствующей методологии на межгосударственном уровне. На наш взгляд, важно обратить внимание на то, что интегративный процесс в сфере образовательного сотрудничества, образовательного пространства включает в себя множество качественно разных образовательных систем, но в то же время позволяет осуществлять их взаимоувязку, взаимообогащение и дополнение. То есть под интегративным процессом необходимо понимать не простую сумму компонентов образовательного пространства, а приобретение новых качеств, единых и объединяющих, возникающих на четкой и работоспособной идейной основе. Однако, кроме идейной основы, необходима также воля государственных руководителей и народов, толерантность и признание на межгосударственном уровне. Ключевые условия в решении интеграционных проблем при формировании образовательного пространства в рамках ШОС – единство в многообразии, распространение международного опыта в сфере образования.


[1] Концепция Университета ШОС // bsu.edu.ru/bsu/_files/structure/shos/concept.doc

[2] Университет ШОС: единое образовательное пространство шести государств // http://www.ifmo.ru/ru/viewnews/4379/universitet_shos_edinoe_obrazovatelnoe_prostranstvo_shesti_gosudarstv.htm#ixzz3f5fSLxI2

[3] Хартия Шанхайской организации сотрудничества // http://docs.cntd.ru/document/901858896

[4] ШОС будет развивать проекты регионального экономического сотрудничества // http://www.vneshmarket.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=294258

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *