Михаил Полозков, Роберт Чванов. Малому и среднему предпринимательству необходима налоговая поддержка

Ритм экономики

Рекомендуемая ссылка на статью:
Михаил Полозков, Роберт Чванов. Малому и среднему предпринимательству необходима налоговая поддержка // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2015, №4 (96)
.
Михаил Полозков, доктор экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов общественного сектора Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Москва, проспект Вернадского, 82). E-mail: polozkovm@mail.ru
Роберт Чванов, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Москва, проспект Вернадского, 82). E-mail: chvanovra@mail.ru
Аннотация: В статье показана важная роль налоговой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в реализации антикризисного плана первоочередных мероприятий Правительства России и субъектов Российской Федерации по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности.
Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, налогообложение, экономический кризис, антикризисный план.

В системе мер по преодолению экономических кризисов важная роль отводится сектору малого предпринимательства, который в ряде случаев может успешнее противостоять ухудшению экономической ситуации за счет поиска смежных и новых сфер деятельности, а также более экономного использования ресурсов, что позволяет ему быстрее адаптироваться к менее благоприятным условиям предпринимательской деятельности. Кроме того, малые предприятия в большей степени ориентированы на операции на внутреннем рынке, который меньше зависим от колебаний валютных курсов.

В последнее время многие предприниматели отказались от зарубежных поставщиков и перешли на закупки у отечественных контрагентов по более низким ценам. Торговые предприятия стали закупать излишки сельскохозяйственной продукции у населения, что выгодно обеим сторонам.

В январе 2015 года Правительством Российской Федерации был принят антикризисный план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности[1]. Согласно ему, содействие развитию сферы малого и среднего предпринимательства за счет снижения финансовых и административных издержек является одним из ключевых направлений действий Правительства.

Специфика поддержки малого предпринимательства состоит в том, что она в основном ориентирована на весь сектор и не носит индивидуального характера в отличие от крупных компаний. Поэтому в первом пункте раздела антикризисного плана предусмотрено расширение границ этой сферы экономики. Предлагается в два раза увеличить предельные значения выручки от реализации товаров, работ и услуг, которые применяются для отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства и установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Для микропредприятий эти значения увеличатся с 60 до 120 млн руб., для малых – с 400 до 800 млн руб., а для средних предприятий – с 1 до 2 млрд руб. В результате больше субъектов смогут участвовать в государственных и муниципальных программах поддержки предпринимателей, применять упрощенный порядок ведения кассовых операций и бухгалтерского учета.

Следует отметить, что такие изменения назрели давно. Предельные значения выручки были установлены еще в 2008 году и с тех пор не повышались, хотя законодательством предусмотрена их корректировка не реже одного раза в пять лет.

Другие позиции антикризисного плана раскрывают меры по снижению налогового бремени субъектов малого и среднего предпринимательства, которые могут быть реализованы на региональном уровне.

Во-первых, субъектам Российской Федерации предоставлено право снижать ставки единого налога при упрощенной системе налогообложения, взимаемого с дохода, с 6% до 1%, а единого налога на вмененный доход – с 15% до 7,5%. Это позволит уменьшить налоговую нагрузку на предпринимателей не менее чем в два раза и получить дополнительные оборотные средства для финансирования их деятельности и на инвестиционные цели. Однако данная мера касается не всех малых предприятий, а только микроструктур. И здесь необходимо обратить внимание на многолетнее расхождение в понимании субъектов малого и среднего предпринимательства в налоговом и общем законодательстве.

Дело в том, что в Налоговом кодексе Российской Федерации вообще не используется категория малого предприятия. Преимуществами упрощенной системы налогообложения на практике могут воспользоваться только микропредприятия, у которых годовой доход не превышает 60 млн руб. С 2014 года предельный доход индексируется на коэффициент-дефлятор, и в 2015 году он может достигать 68,8 млн руб. В результате никакой налоговой поддержки не получают малые предприятия с годовым доходом более 68,8 млн руб. Итогом явилось то, что за последние годы число малых предприятий (без микроструктур) практически не выросло, а в 2013 году даже немного сократилось по сравнению с 2012 годом (таблица 1).

Таблица 1. Динамика количества средних и малых предприятий (юридических лиц) в 2010–2013 годах[2].

Полозков_1

Кроме того, стремление воспользоваться более благоприятным налоговым режимом вынуждает предприятия с более высоким годовым доходом дробить свой бизнес, чтобы перейти в категорию микропредприятий.

Но самое значительное сокращение зафиксировано в отношении средних предприятий, число которых в 2011 году уменьшилось, по сравнению с 2010 годом, в 1,6 раза, причем снижение продолжилось и в последующие годы, хотя и не столь интенсивно. Одной из причин такого снижения также является полное отсутствие налоговой поддержки субъектов среднего предпринимательства.

Поэтому для поддержки сферы малого и среднего предпринимательства необходимо не просто расширить ее границы за счет увеличения годовой выручки, но и привести налоговое законодательство в соответствие с этими границами, чтобы преимуществами упрощенной системы налогообложения могли воспользоваться не только микроструктуры, но и все малые предприятия. В отношении средних предприятий можно предусмотреть определенные ограничения по годовому доходу и видам деятельности.

Во-вторых, значительные изменения предусмотрены в налогообложении индивидуальных предпринимателей, использующих патентную систему, которая с 2013 года была введена в виде отдельного специального налогового режима. На начальном этапе применения патентной системы она не принесла ожидаемых результатов. Более того, число предпринимателей, воспользовавшихся патентом в 2013 году, даже снизилось по сравнению с 2012 годом. Так, если в 2012 году было выдано около 114 тыс. патентов на право применения патентной системы налогообложения, то в 2013 году – 88,7 тыс., а по состоянию на 1 июля 2014 года – 96 тыс. Как видим, число выданных патентов не растет. Причиной такого положения явилось то, что в законах о введении патентной системы налогообложения на территориях многих субъектов Российской Федерации не были дифференцированы размеры годового дохода для расчета суммы патента предпринимателей с разным уровнем доходов. В результате для многих предпринимателей сумма патента оказалась завышенной.

В последующие годы этот недостаток начал исправляться. Так, в изменениях к закону города Москвы «О патентной системе налогообложения»[3] отражен дифференцированный подход к определению стоимости патента по грузовым и пассажирским перевозкам в зависимости от грузоподъемности и количества посадочных мест, при сдаче помещений в аренду – от их площади и района Москвы, в розничной торговле – по трем группам районов города.

Структура выданных патентов свидетельствует, что основная масса индивидуальных предпринимателей, использующих этот налоговый режим, занята в торговле – более 36%, а остальная – в сфере бытовых услуг. Но это обусловлено еще и тем, что в перечне видов деятельности, по которым можно перейти на патент, практически отсутствуют производственная и научная сферы. Поэтому антикризисным планом предусмотрена разработка федерального закона с расширенным перечнем видов деятельности, по которым можно будет применять патентный налог, прежде всего теми, кто занят мелкосерийным производством. Кроме того, можно ожидать общего снижения налоговой нагрузки за счет того, что размер максимального годового дохода для расчета патента уменьшится с 1 млн до 500 тыс. руб., то есть в два раза.

На всех впервые регистрируемых индивидуальных предпринимателей в производственной, социальной и научной видах деятельности распространяются налоговые каникулы. Освобождение от налогообложения в период с 2015 по 2020 годы может быть осуществлено также путем введения нулевой ставки налога сроком на два года для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную или патентную систему налогообложения и занятых указанными видами деятельности. Субъекты, использующие налоговую базу в виде дохода, уменьшенного на величину расходов, освобождаются от уплаты минимального налога, если расчетный единый налог окажется меньше 1% от дохода. Соответствующее решение должно быть закреплено в региональных законах субъектов Российской Федерации, где могут быть введены ограничения по численности работников у индивидуального предпринимателя и предельному размеру доходов от реализации по льготным видам деятельности, доля которых не должна быть менее 70% общей суммы получаемых доходов. Конкретные льготируемые виды деятельности определяются по Общероссийским классификаторам услуг населению и видов экономической деятельности.

Значительную нагрузку индивидуальные предприниматели несут в виде фиксированных платежей в государственные внебюджетные фонды – пенсионный и обязательного медицинского страхования. Как известно, в 2013 году, когда платежи в страховые фонды увеличились в два раза до 35 тыс. руб., с учета снялись более 500 тыс. индивидуальных предпринимателей. Чтобы смягчить это бремя, при доходе менее 300 тыс. руб. в год сумма страховых взносов установлена в размере 18 610 руб. (5965 руб. х 26% х 12 месяцев), то есть практически в два раза меньше, чем в предыдущие годы.

В субъектах Российской Федерации разработаны и приняты соответствующие региональные антикризисные планы. Так, в Московской области индивидуальным предпринимателям, зарегистрировавшимся в 2015–2016 годы и занятым в производственной, социальной и научной сферах, будут предоставлены каникулы по налогам и налоговым проверкам. Налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, выбравших упрощенную или патентную систему налогообложения, работающих в научной, производственной и социальной сферах, введены также и в Москве.

Антикризисные планы не являются окончательными документами. Они могут быть дополнены министерствами, ведомствами и представителями предпринимательского сообщества. Например, при обсуждении антикризисного плана правительством Москвы было рассмотрено более 100 предложений, которые могли бы облегчить работу предпринимателей в сложных условиях экономического кризиса, 80% из них были учтены при доработке документа.

Для того чтобы правильно выстраивать экономическую политику в отношении индивидуальных предпринимателей, необходимо иметь объективную информацию об их количестве, структуре и объемах деятельности. Такая информация содержится в отчетах Росстата и Федеральной налоговой службы России. По данным статистики, в России в 2013 году насчитывалось 5,4 млн субъектов, занятых индивидуальной предпринимательской деятельностью, но фактически действующих среди них было только 2,5 млн.

Федеральная налоговая служба России учитывает зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в разрезе специальных налоговых режимов (таблица 2).

Таблица 2. Количество индивидуальных предпринимателей, применявших специальные налоговые режимы в 2012–2013 годах[4]

Полозков_2

Конечно, в составе зарегистрированных налогоплательщиков определенная часть не ведет предпринимательскую деятельность, но в целом данные, приведенные в таблице 2, отражают тенденции изменения их численности. Следует констатировать, что ухудшение экономических условий отразилось на участниках всех налоговых режимов, включая упрощенную систему налогообложения, которая вплоть до 2012 года демонстрировала их прирост. При этом больше всего снизилось количество плательщиков единого сельскохозяйственного налога – крестьянских фермерских хозяйств и предпринимателей, использующих патентную систему налогообложения. Это говорит о том, что законодательная база, определяющая виды деятельности и сумму годового дохода для расчета суммы патента, требует совершенствования с точки зрения учета фактической способности индивидуальных предпринимателей платить налог, который, по крайней мере, не препятствовал бы их деятельности, а в идеале – способствовал росту предпринимательской активности на территориях муниципальных образований.

Таким образом, для поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в состав мероприятий антикризисного плана необходимо включить пункт об отражении в Налоговом кодексе Российской Федерации возможности применения упрощенной системы налогообложения всеми субъектами малого предпринимательства с годовым доходом в пределах 400 млн руб. Это поможет воспользоваться льготными условиями налогообложения и части средних предприятий, годовой доход которых не выходит за пределы предлагаемой суммы.

Особое внимание в регионах следует уделить качеству подготовки и своевременной корректировке нормативных актов по патентной системе налогообложения, которая должна учитывать разные условия ведения предпринимательской деятельности: по ее видам, местоположению, уровню доходов предпринимателей. Кроме того, на федеральном уровне необходимо ускорить принятие закона о расширении видов этой деятельности, включая производство, социальную сферу и научные разработки.

Это позволит расширить занятость населения в сфере малого предпринимательства, будет способствовать росту налоговых доходов местных бюджетов, а соответственно, и решению задач антикризисного плана регионов и страны в целом.


[1] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 года № 98-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году».

[2] Малое и среднее предпринимательство в России // http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1139841601359

[3] Закон города Москвы от 19 ноября 2014 года № 52 «О внесении изменений в статью 1 закона города Москвы от 31 октября 2012 года № 53 «О патентной системе налогообложения».

[4] Таблица составлена автором статьи по данным отчетных форм Федеральной налоговой службы России № 5-УСН, 5-ЕНВД, 5-ЕСХН

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *