Нарек Киракосян. Военно-политическое сотрудничество России и Армении

Выношу на защиту

Рекомендуемая ссылка на статью:
Нарек Киракосян. Военно-политическое сотрудничество России и Армении // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2014, №4 (90)
.
Нарек Киракосян, аспирант кафедры региональных проблем мировой политики факультета мировой политики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (119991, Москва, Ленинские горы, 1). E-mail: narekazzi@mail.ru
Аннотация: В статье анализируются военно-политические аспекты сотрудничества России и Армении. Рассматриваются результаты двустороннего взаимодействия Российской Федерации и Республики Армения в рамках Содружества Независимых Государств и Организации Договора о коллективной безопасности, а также договоры, заключенные по итогам двусторонних встреч глав государств. На основе проведенного анализа сделаны выводы о дальнейших перспективах развития межгосударственных отношений России и Армении.
Ключевые слова: Российская Федерация, Армения, Организация Договора о коллективной безопасности, Содружество Независимых Государств, В. Путин, С. Саргсян.

Основа межгосударственного взаимодействия Российской Федерации и Армении была заложена в сложных геополитических условиях в период распада Союза Советских Социалистических Республик. Государства, которые в связи с распадом Советского Союза обрели независимость, столкнулись с необходимостью решения экономических проблем и проблем безопасности. Важным событием в геополитике постсоветского пространства, которое способствовало становлению и развитию межгосударственных отношений новых суверенных стран, стало подписание 15 мая 1992 года Договора о коллективной безопасности (ДКБ)[1]. В дальнейшем именно этот документ лег в основу ряда нормативно-правовых актов, на основе которых в 2002 году был создан новый военно-политический союз – Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). У его истоков стояли Россия и Армения, остальными странами-участницами стали Беларусь, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Одним из необходимых условий создания организации, способной занять заметное место на мировой арене, по мнению экспертов, является «налаживание и укрепление межгосударственного сотрудничества России и Армении» [Товмасян, 2009. С. 10].

Регион Закавказья уникален, так как расположен на пересечении торговых путей из Европы на Восток, и с одной стороны граничит с Россией (на севере), а с другой – (на юге) с Ираном и Турцией. Ситуация в странах этого региона (Грузии, Азербайджане, Армении) осложнена также проблемами социально-экономического характера и рядом затяжных этнополитических конфликтов. В частности, ситуацией с Нагорным Карабахом, а также с республиками Абхазией и Южной Осетией, суверенитет которых признан лишь некоторыми странами мира. Эксперты подчеркивают, что «мировой финансовый кризис и августовские события 2008 года существенным образом изменили весь политический расклад сил в регионе» [Элибегова, 2009. С. 4]. Все эти факторы существенно влияют на положение Республики Армения и актуализируют вопросы обеспечения стабильности и безопасности страны, в связи с этим первостепенными направлениями межгосударственного сотрудничества для нее являются военное, военно-техническое, военно-политическое, на наиболее важных аспектах которого и сосредоточено внимание автора статьи.

Следует заметить, что взаимодействие России и Армении осуществляется не только на уровне международных организаций, но и в двустороннем формате. Такое надежное партнерство призвано учитывать интересы обеих стран по обеспечению стабильности и безопасности в Закавказье. Двустороннее сотрудничество государств подкреплено обширной нормативно-правовой базой, начало которой было положено заключенным 29 августа 1997 года Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения. Здесь описаны и закреплены механизмы осуществления права на коллективную самооборону, обеспечения взаимной безопасности, оказания военной помощи, устранения угроз: совместная охрана границ Республики Армения, совместное обеспечение безопасности, расширение взаимодействия национальных вооруженных сил, военно-технического сотрудничества. Политологами подчеркивается его особое значение для Республики Армения, так как ни с одним другим государством никогда не было подписано подобного документа [Асатрян, 2009. С. 16]. Следующий этап взаимодействия стран обусловлен подписанием 26 сентября 2000 года Декларации о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Армения, ориентированным в XXI век, где отношения государств определены как «стратегическое партнерство». В январе 2002 года вступило в силу Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения по вопросам совместного планирования применения войск в интересах обеспечения совместной безопасности, заключенное 27 сентября 2000 года.

Не стоит забывать, что пребывание российских войск в Закавказье исторически обусловлено, еще в начале XIX века российская армия утвердилась в Армении. В постсоветский период на территории независимого государства Республика Армения была создана 102-я российская военная база на основании российско-армянского Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республики Армения от 16 марта 1995 года. База подчинена Группе российских войск в Закавказье Южного военного округа Российской Федерации и на сегодняшний момент входит в состав Объединенной системы противовоздушной обороны (ПВО) Содружества Независимых Государств. В распоряжении 102-й военной базы имеется три полигона. «Нубарашен» используется для огневой подготовки со всех видов стрелкового оружия и стрельбы штатным выстрелом танков. «Камхуд» –  только для стрелкового оружия. «Алагяз» – для стрельбы штатным выстрелом артиллерией. Здесь в октябре 2012 года в Армении прошли совместные российско-армянские учения, позволившие отработать взаимодействие родов войск в сложных условиях горной местности. Численность базы около 5000 человек, часть из которых контрактники. В ее состав входят следующие воинские подразделения: 124-й и 128-й мотострелковые полки в Гюмри, 123-й мотострелковый полк в Ереване, 992-й артиллерийский полк, 116-й отдельный танковый батальон, 988-й зенитно-ракетный полк, в Эребуни находится 426-я авиационная группа и 772-й отдельный разведывательный батальон[2]. По протоколу о продлении пребывания российской базы в Гюмри 2010 года срок продлен до 2044 года. Отдельно следует упомянуть о присутствии российских пограничников в Армении, так Россия взяла на себя обязательства по охране границ государства с Турцией и Ираном. Погрануправление Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Армении включает четыре отряда, а также отдельный контрольно-пропускной пункт в международном аэропорту Еревана.

Военно-техническое сотрудничество успешно расширяется, учитывая интересы обеих стран в обеспечении безопасности и стабильности в Закавказье, создается прочная нормативно-правовая основа межгосударственного взаимодействия. Так в 2004 году были подписаны Соглашения о взаимодействии при подготовке кадрового состава войск. Согласно этому документу, с 1 сентября 2005 года военнослужащие Армении проходят обучение в российских военных учебных заведениях на бесплатной основе. Сотрудничество в области военно-промышленного комплекса (ВПК) и оборонной промышленности имеет важное значение для военно-политических отношений России и Армении. С конца 1996 года ряд предприятий военно-промышленного комплекса Армении вошел в состав созданной в Москве межгосударственной финансово-промышленной группы. Важнейшая роль военно-политического направления сотрудничества двух стран подчеркивается сохранением военного присутствия Российской Федерации в Республике Армения и расширением военно-технического сотрудничества стран. Создана Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству (МКВЭС) Организации Договора о коллективной безопасности, в ходе работы которой предпринимаются совместные шаги по координации оборонных отраслей промышленности государств участвующих в импорте-экспорте вооружений и военной техники. Нормативно-правовая база для создания подобных совместных предприятий обсуждается и разрабатывается в рамках Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству Организации Договора о коллективной безопасности (МКВЭС), так как это эксперимент по созданию совместных предприятий.

В ходе переговоров на высшем уровне в 2010 году подписан Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области создания на армянской территории сертифицированных сервисных центров и совместных предприятий по ремонту и техобслуживанию вооружения и военной техники. На сегодняшний момент некоторые центры уже функционируют, например, центр по обслуживанию автомобильной техники Вооруженных сил Республики Армения. Также в ходе оптимизации 102-й военной базы, и согласно договоренностям, достигнутым в 2010 году, 10 военных объектов решено передать Армении. В 2013 году начались переговоры о расширении 102-й военной базы, в частности, увеличении авиационной группы. Именно перспективы в области развития  военно-воздушных сил и противовоздушной обороны представляют для Армении особый интерес, так как сложные отношения с Турцией вынуждают считать Вооруженные силы этой страны одной из угроз безопасности государства.

Важно понимать, что военно-техническое сотрудничество Республики Армения и Российской Федерации носит многосторонний характер. Помимо поставок военного назначения оно включает и обеспечение функционирования и развития оборонных отраслей промышленности страны, что вызывает экономические эффекты: создаются новые рабочие места, развиваются производственная и научно-техническая сферы. Здесь можно отметить такие заводы, как «Марс», «Арменал» и «Наирит», имеющие перспективы модернизации и расширения ассортимента продукции при участии Российской Федерации.

Все это приводит не только к углублению двустороннего взаимодействия России и Армении, но и поддерживает интеграционные процессы среди стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности, создавая основу для дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества в целях формирования эффективной системы коллективной и региональной безопасности. Очередным шагом в сближении стран в пространстве Организации Договора о коллективной безопасности стал подписанный Беларусью, Россией и Казахстаном 29 мая 2014 года в Астане Договор о создании Евразийского экономического союза[3]. Ожидается, что в течение 2014 года к нему присоединится и Армения, ведь вступление в Евразийский экономический союз гарантирует свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в границах стран-участниц.

Не следует забывать, что в регионе Закавказья велики и геополитические интересы Соединенных Штатов Америки. В этой стране именно «армянское лобби» признано экспертами одним из наиболее эффективных этнических лобби [Brzezinski, 2006. P. 63]. Так, например, председателем комитета Сената по военным делам является его представитель – Карл Левин, сенатор от штата Мичиган, член Демократической партии. Очевидно, что вероятность интенсификации взаимоотношений Армении и Соединенных Штатов Америки в военно-технической и военно-экономической сферах в ближайшем будущем мало вероятна. Но интерес представляет то, что, несмотря на отказ Республики Армения от Соглашения об ассоциации в зоне свободной торговли, Соединенные Штаты Америки намерены продолжить со страной широкое взаимодействие в экономической сфере.

Закавказье всегда было регионом, представляющим для Российской Федерации особый интерес. Военное присутствие на территории Республики Армения, которая имеет значимую позицию в современной геополитической ситуации в Закавказье, стратегически важно для России. Для Армении необходимо сотрудничество обеих стран в военно-техническом и военно-экономическом направлении, так как это позволяет гарантировать безопасность границ и высокий уровень обороноспособности государства. Именно партнерские отношения Республики Армения и Российской Федерации гарантируют стабильность и безопасность в этом регионе. Договоренности, достигнутые в 2013 году, частично реализованные договоренности прошлых лет, постоянное взаимодействие на уровне межпарламентских и межправительственных комиссий позволяют говорить о дальнейшем укреплении и развитии двусторонних отношений Российской Федерации и Республики Армения в военно-политическом направлении. Именно их развитие способствует интеграционным процессам в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, что делает этот военно-политический союз значимым игроком мировой геополитики.

 

Литература

Асатрян Ю.С. Геополитическая роль Армении в контексте интересов Российской Федерации на Кавказе:  автореф. дисс… канд. полит. наук, Нижний Новгород. ННГУ. 2009. 19 с.

Товмасян В.В. Российско-армянские отношения: политологический анализ: автореф. дисс… канд. полит. наук. М. Российская академия государственной службы при Президенте РФ. 2009. 26 с.

Элибегова А.Г. Геополитика Закавказья: политические процессы и перспективы: автореф. дисс… канд. полит. наук. М. РУДН. 2009. 26 с.

Brzezinski Z. A Dangerous Exemption // Foreign Policy. 1 July. 2006. p. 63


[1] Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года// http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=126

[2] Все российские базы// Коммерсантъ Власть. 2007. №19 (723). 21 мая.

[3] Договор о создании Евразийского экономического союза подписан в Астане // РИА Новости. 29 мая 2014. URL: http://ria.ru/economy/20140529/1009834276.html

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *