Максим Жуков. «Две кривые» для эффективности

Выношу на защиту

Рекомендуемая ссылка на статью:
Максим Жуков. «Две кривые» для эффективности // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2015, №5 (97)
.
Максим Жуков, аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Москва, проспект Вернадского, 82). E-mail: maksim.zhukov@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются возможности мониторинга и оценки развития региональной экономики исходя из состояния бизнес-процессов организаций, формирующих спрос. Автор обращает внимание на различие производимых организациями и органами государственной власти продуктов и благ и описывает роль механизма мониторинга в развитии региональной экономики.

Ключевые слова: мониторинг социально-экономических процессов, региональное стратегическое планирование, прогнозы уровня спроса, объекты мониторинга.

При формировании механизма управления экономикой региона применяется несколько методов. В числе прочих мы полагаем важным использовать мониторинг идей и предложений, оценку экономических приоритетов. Данные методы позволят оценить проблемы риска и угроз развития региона в настоящем и в обозримом будущем. По нашему мнению, непосредственное участие на микроуровне региональных компаний и управляющих региональных структур обеспечит продуктивное настоящее и будущее социально-экономического развития региона.

На первых этапах, исходя из результатов проведенного мониторинга, строится общая канва регионального стратегического планирования и прогнозирования. Здесь определяются и формулируются индикаторы состояния региона с приемлемым горизонтом планирования. Мониторинговый анализ позволяет выявить проблемные места в развитии и сформировать направления управленческих воздействий в наиболее острых и существенных вопросах, что отразится в краткосрочных планах развития региональной экономики.

Рагулина Ю.В. и Болонин А.И. отмечают, что использование сложившихся в мире теоретических подходов к оценке экономической политики в России затруднено в силу их неадекватности социально-экономической среде, сложности целей и задач, стоящих перед национальной экономикой [Болонин, Рагулина, 2014. С. 144]. Однако мы полагаем, что использование механизма мониторинга социально-экономических процессов способствует повышению объективности оценки состояния экономики, поскольку данный механизм фиксирует количественные и качественные параметры регионального хозяйства. Так, в мире получила распространение методика мониторинга и оценки, ориентированная на результат [Jody Zalk Kusek, Ray C. Rist, 2004]. Данная система мониторинга и оценки используется в ряде стран для оценки достижения целей и решения задач при реализации государственных программ. Например, практика бюджетного строительства в России обратилась к данному направлению прикладных научных положений программно-целевого управления сравнительно недавно, но Федеральный бюджет Российской Федерации на 2014–2016 годы представлен в программном формате, что означает распределение всех бюджетных расходов по государственным программам. Программный формат позволяет достаточно точно оценить эффективность и результативность производимых расходов, что весьма актуально в условиях ограниченности бюджетных ресурсов.

Однако использование данной методики вполне допустимо для мониторинга и оценки состояния развития региональной экономики.

Основные шаги построения системы мониторинга и оценки, ориентированной на результат, применительно к региональной экономике:

  • проведение оценки готовности органов власти к построению системы мониторинга и оценки, ориентированной на результат;
  • согласование результатов контроля и оценки (формирование ключевых требований разработки стратегических результатов в соответствии со стратегическими приоритетами региона);
  • разработка ключевых показателей для мониторинга результатов;
  • сбор исходных данных по показателям;
  • планирование положительных изменений, установление реалистичных целевых ориентиров;
  • мониторинг результатов (сбор, анализ и составление отчетности);
  • оценка информации для обоснования принятия решений (анализ результатов и воздействий);
  • анализ и отчетность по результатам мониторинга и оценки;
  • использование результатов.

Использование механизма управления экономикой региона на основе мониторинга может выражаться в применении «двух кривых», когда на этапе разработок, обсуждений, утверждения и корректировки стратегии экономического развития представители крупнейших региональных бизнес-структур разрабатывают планы развития своих компаний с учетом целевых показателей развития региона.

Собственники региональных бизнес-структур формулируют приоритеты своих компаний и определяют направления, по которым разрабатываются стратегии их развития. Топ-менеджмент, ответственный за реализацию стратегий развития, определяет собственное видение будущего компаний, ее качественные и количественные цели, в соответствии с интересами акционеров. Предварительную подготовку, мониторинг и оценку состояния, построение прогнозов и разработку стратегий развития компании, как элемента региональной экономики с последующей ее корректировкой, осуществляют планирующие и координирующие подразделения (рисунок 1). Важнейшая задача данных подразделений при мониторинге хода реализации стратегического плана развития региона состоит в своего рода модераторстве, когда анализируются различные позиции и согласовываются вопросы со стороны различных заинтересованных лиц.

Рисунок 1. Участники разработок бизнес-стратегий.

жуков_1

На рисунке 2 представлена схема разработки стратегий при помощи двух последовательных кривых.

Процессы по разработке стратегий логически делятся на ряд составляющих – происходит мониторинг и оценка стратегической альтернативы в области развития региональной компании в настоящем времени и разработка стратегических планов, реализующих одну альтернативу. По мнению автора, не менее важной является следующая часть – мониторинг альтернативы, включающий спектр направлений по развитию региональных компаний в будущем, тогда принимаются во внимание альтернативные точки зрения и согласуются приемлемые варианты с аффилированными лицами.

Принципиальное отличие в разработке второй части от первой заключено в детальном анализе и формулировке разных вопросов, затрагивающих ряд концептуальных, сложных моментов по расширению деятельности региональных компаний. После определения и согласования позиций по рассмотренным двум направлениям в общем виде осуществляется разработка функциональных действий и эффективных планов.

Рисунок 2. Последовательность разработки стратегий и альтернатив на основе использования двух направлений

жуков_2

Определяющим на разных этапах разработки стратегий, в первую очередь, является прогнозирование уровня спроса и анализ функциональных планов. Нужно отметить различие в продуктах компаний и региональных властей. Компании производят продукцию индивидуального использования, в то время как государственная власть предлагает продукт коллективного использования. И если спрос на продукт компаний можно оценить в денежном выражении, то механизм оценки общественных благ отсутствует [Болонин, Ануприенко, 2012. С. 54].

Основная цель в процессе управления бизнесом, стоящая перед предпринимателем – обеспечение стабильного прироста рыночной стоимости компании [Болонин, Ермоловская, 2015. С. 28]. Основная цель органов власти – обеспечение комфортности проживания населения на данной территории. В этой связи объекты мониторинга и оценки будут различаться, но производство благ осуществляется конкретными компаниями. Поэтому стратегию развития региона целесообразно рассматривать через состояние бизнес-процессов в компаниях.

Основными моментами реализации стратегии развития региональной экономики будут мониторинг и оценка организации бизнес-процессов в компаниях.

Региональные компании пристально изучают и перенимают зарубежный опыт организации бизнеса, практику мониторинга и оценки бизнес-процессов, поскольку в основе производительных сил Российской Федерации лежит экономика, развивающаяся в условиях централизованного управления до 90-х годов XX века, в то же время весь развитый современный мир и бизнес формировались в естественных рыночных условиях.

Поэтому региональные компании стремятся развить свой бизнес и применять практику стратегического управления и прогнозирования по аналогии с другими странами. Однако стремление внедрять ряд новых продуктов и методов управления и прогнозирования, использовать западный механизм мониторинга не всегда является целесообразным и правильным.

Механизм управления экономикой региона на основе мониторинга и оценки определен как «метод возможных аналогов» и предусматривает реализацию следующих направлений:

  • проведение мониторинга и составление прогнозов развития тенденций в региональных отраслях, сравнение структуры и специфики спроса на продукцию в регионах России, которые аналогичны западной структуре спроса;
  • реализация двух главных направлений мониторинга: цепочки по созданию добавленной стоимости и маркетингового плана;
  • анализ основополагающих мониторинговых показателей различных моделей региональных компаний с целью последующей разработки и реализации наиболее эффективной рыночной стратегии, направленной на организацию производственного процесса и противостояние конкурентам.

Указанные направления можно разбить на этапы. На первом этапе формулируется задача, под выполнение которой создается механизм управления в общих чертах, определяются текущие и будущие цели стратегического развития региональных компаний. Затем, в результате мониторинга формулируется стратегическая альтернатива, подробно детализируется цель, в случае необходимости корректируется и меняется на основании прогноза мониторинга конкурентных компаний и внешней среды. Затем формируется инвестиционный план и оценивается его реалистичность. Задача такого плана – привлечь инвесторов, которые самостоятельно оценивают инвестиционную привлекательность предлагаемых проектов. Задача региональной администрации заключается в создании условий для работы компаний. Очевидно, что кроме объективных факторов инвестиционной привлекательности региона, таких, например, как наличие разведанных месторождений природных ископаемых, существуют и субъективные или факторы внутренней среды, к каковым относятся институциональная составляющая, законодательная база, показатель налогового пресса.

Успешное внедрение стратегии «двух направлений» в интересах организации мониторинга развития региональной экономики зависит от реалистичности поставленных задач, четкого разделения показателей на количественные и качественные с разработкой шкалы оценки качественных задач, выраженных приоритетов развития. Информация о развитии того или иного объекта исследования подтверждается расчетами абсолютных и относительных показателей деятельности с последующей разработкой альтернатив достижения запланированных показателей и вариантов преломления негативных тенденций.

Рассмотрим некоторые качественные и количественные показатели на примере оценки эффективности реализации муниципальных программ развития экономики.

Качественные (неформализуемые показатели):

  • соответствие целей и индикаторов муниципальной программы нормативным правовым актам и документам, определяющим стратегические приоритеты социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, в том числе отраслевого характера;
  • разделение показателей муниципальной программы/подпрограммы на «непосредственные», характеризующие результаты использования ресурсов, и «конечные», характеризующие общественно значимый социально-экономический эффект;
  • полнота описания рисков и наличие мер по управлению ими.

Количественные показатели:

  • соответствие запланированных затрат на реализацию муниципальной программы фактическим;
  • соответствие кассовых расходов финансовому плану проекта.

Неформализуемые критерии занимают два значения: «истинно» и «ложно», но могут формализоваться в структурные показатели, рассчитываемые как отношение элементов, занимающих требуемое значение к общему числу элементов:

где:

жуков_3

I – степень соответствия (доля) измеряемого показателя требуемому критерию;

In – количество единиц измеряемой совокупности, соответствующих выбранному критерию;

N – общее количество единиц совокупности.

Оценку степени достижения целей и показателей государственной (муниципальной) программы мы отнесли к количественным показателям, предполагая возможность расчета показателя выполнения задач в виде отношения фактически достигнутых значений государственной программы к нормативным или запланированным. Показатель может занимать значения в числовом промежутке ]0; +n[, где n.

Таким образом, деятельность региональных компаний и управляющих структур оказывает непосредственное влияние на уровень социально-экономического развития региона. Использование методов мониторинга позволяет зафиксировать текущее состояние экономического развития региона и наметить ориентиры развития на перспективу с приемлемым горизонтом планирования.

Стратегию развития региона целесообразно рассматривать через состояние бизнес-процессов в компаниях, поэтому прогнозы и перспективные планы развития региона должны сочетаться с прогнозами развития компаний, обеспечивающих занятость на данной территории и создающих добавленную стоимость.

В связи с переходом Российской Федерации на программно-целевой метод управления экономикой, оценка состояния регионального хозяйства на постоянной основе становится необходимым элементом управления региональным развитием, что предполагает реализацию следующих направлений: проведение мониторинга и оценки состояния отраслей, мониторинг процесса создания добавленной стоимости, мониторинг экономического и финансового состояния компаний региона с целью разработки наиболее эффективной стратегии организации производственного процесса.

Литература

Болонин А.И., Ермоловская О.Ю. Проблемы стратегического инновационного планирования в современной экономике // Вестник академии. 2015. № 1.

Болонин А.И., Рагулина Ю.В. Регулирование отраслевой структуры реального сектора экономики как первичной базы финансовой устойчивости государства // Вестник АКСОР. 2014. № 4.

Болонин А.И., Ануприенко В.Ю. О некоторых проблемах финансирования общественных благ // Вестник академии. 2012. № 4.

Гузинец К.В. Развитие инструментария прогнозирования и стратегического планирования в предпринимательских структурах. М., 2013.

Jody Zalk Kusek, Ray C. Rist. The Steps to a Results-Based Monitoring and Evaluation Sestem. Washington, 2004.

One Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *