Теоретико-методологические основы изучения процессов управления объектами культуры

Выношу на защиту

Рекомендуемая ссылка на статью:
В.В, Тарновский, Теоретико-методологические основы изучения процессов управления объектами культуры // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2017, №2 (106)
, с. 104-108.

Владимир Викторович Тарновскийа

DOI: 10.22394/2070-8378-2017-19-2-104-108

Аннотация:
В статье анализируются теоретические основания и уточняются методологические подходы к изучению объектов культуры для оптимизации механизмов их финансирования. Чтобы прийти к научному обоснованию уровня расходов на культуру, необходимо выявить факторы, которые будут определять снижение или рост подобных расходов. Для решения этой задачи предлагается алгоритм исследования процессов управления культурными объектами. Его построение основывается на подходе к таким объектам, как опекаемые блага. Исходя из их специфики и характерной для них «болезни цен», обосновывается необходимость институциональных изменений, направленных на формирование механизмов, которые способствуют развитию частно-государственного партнёрства в сфере финансирования объектов культуры через эндаумент-фонды и другие виды партнерства. Этот институт должен обеспечить рост расходов на культуру за счет привлечения средств меценатов. Автором были рассмотрены основные научно обоснованные подходы к финансированию объектов культуры, представленные тремя направлениями в научной экономической мысли – индивидуализм, холизм и теория социодинамики А.Я. Рубинштейна. В рамках каждого направления предлагаются свои методы решения поставленной задачи и определяются отношения между государством и обществом, культурой и экономикой. Различная роль государственно-административной системы предопределяет качественную дифференциацию между подходами. Большое прикладное значение теорий предопределяет важность их исследования и дальнейшего развития. Сохранение имеющихся и создание новых культурных благ – все возрастающая потребность в современном мире.

Abstract:
The theoretical foundations and methodological approaches to study the cultural facilities for the optimization of their financing mechanisms are analyzed and specified in the article. In order to come to a scientific justification of the level of spending on culture it is necessary to identify the factors that will determine the reduction or increase of such costs. To solve this problem an algorithm of studying the processes of the management of the cultural objects is proposed. Its development is based on the approach to such objects as one of the specific types of benefits — patronized goods. On the basis of their specificity and their characteristic «disease prices» the necessity of institutional changes aimed at establishing mechanisms contributing to the development of publicprivate partnership in the sphere of financing of objects of culture through the endowment funds and other types of partnerships is considered. This institution should ensure the growth of expenditure on culture at the expense of attraction of sponsors. The author considers main scientifically grounded approaches to financing objects of culture represented by three directions in the scientific and economic thought – individualism, holism and the theory of sociodynamics by A.Yа. Rubinschtein. In the framework of each direction its own methods of solving the task are offered and the relationships between the state and society, culture and economy are determined. The different role of the public administration system predetermines the quality differentiation between the approaches. The great applied significance of theories determines the importance of their research and further development. The preservation of existing and creation of new cultural goods is an ever-increasing need in the modern world.

Ключевые слова:
экономика культуры, объекты культурного наследия, общественный сектор, общественные блага, мериторные блага, институциональные изменения, институты управления, частно-государственное партнерство

Keywords:
economy of culture, objects of cultural heritage, public sector, public goods, merit good, institutional changes, institute of administration, private-public partnership

Литература:
Бьюкенен Дж. Нобелевские лауреаты по экономике. Конституция экономической политики. Расчет согласия. Границы свободы. М.: «Таурус Альфа», 1997.
Карамова О.В. Дискурсы методологического индивидуализма и этического холизма в экономической науке // Экономические науки. 2013. № 3(100).
Кирдина С.Г. Социальный интерес, государство и экономическая политика // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6. № 4.
Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес. 2-е изд., доработ. и доп. М.: Политиздат, 1985.
Маркелов А.Ю. Восстановление качества человеческого капитала в постиндустриальной экономике // Инновационные методы и модели в экономической психологии, эргономике, производственном менеджменте. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. БГТУ, 2013.
Рубинштейн А.Я. Рождение теории. Разговоры с известными экономистами. М., 2010.
Рубинштейн А.Я. Экономика общественных преференций. Структура и эволюция социального интереса. СПб.: «Алетейя», 2008.
Филатов И.В. Индивидуализм и холизм в экономическом знании // Государство, экономика, общество: аспекты взаимодействия. М. 2000. Вып. 105.
Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М.: Изд-во «ACT». 2004.
Holcombe R.G. An Emperical Test of the Median Voter Model // Economic Inquairy. 1980. Vol. 18.
Rowley C.K. The Relevance of the Median Voter Theorem // Journal of institional and theoretical Economics. 1984. Vol. 140.

References:
Buchanan J. Nobelevskie laureaty po ekonomike. Konstitutsiia ekonomicheskoi politiki. Raschet soglasiia. Granitsy svobody [Nobel laureates in Economics. The Constitution of economic policy. The calculation of consent. The boundaries of freedom]. M.: Taurus Al’fa. 1997. In Russian.
Filatov I.V. Individualizm i kholizm v ekonomicheskom znanii [Individualism and holism in economic knowledge]. In: Gosudarstvo, ekonomika, obshchestvo: aspekty vzaimodeistviya. M. 2000. Issue 105. In Russian.
Fukuyama F. Doverie: social’nye dobrodeteli i put’ k procvetaniyu [Trust: the social virtues and the path to prosperity]. M.: Izd-vo AST, 2004. In Russian.
Holcombe R.G. An emperical test of the Median Voter model. In: Economic inquairy. 1980. Vol. 18. In English.
Karamova O.V. Diskursy metodologicheskogo individualizma i eticheskogo kholizma v ekonomicheskoi nauke [Discourses of methodological individualism and ethical holism in economics]. In: Ekonomicheskie nauki. 2013. № 3(100). In Russian.
Kirdina S.G. Social’nyi interes, gosudarstvo i ekonomicheskaya politika [Social interest, the state and economic policy]. In: Ekonomicheskii vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008. Vol. 6. № 4. In Russian.
Kukarkin A.V. Burzhuaznaya massovaya kul’tura: Teorii. Idei. Raznovidnosti. Obrazcy. Tekhnika. Biznes [The bourgeois mass culture: Theory. Ideas. Varieties. Samples. Technique. Business]. 2-nd Ed. M.: Politizdat, 1985. In Russian.
Markelov A.Yu. Vosstanovlenie kachestva chelovecheskogo kapitala v postindustrial’noi ekonomike [Restoring the quality of human capital in the post-industrial economy]. In: Innovacionnye metody i modeli v ekonomicheskoi psikhologii, ergonomike, proizvodstvennom menedzhmente. Materialy Vserossiiskoi nauchnoprakticheskoi konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. BGTU. 2013. In Russian.
Rowley C.K. The Relevance of the Median Voter Theorem. In: Journal of institional and theoretical Economics. 1984. Vol. 140.
Rubinschtein A.Ya. Ekonomika obshchestvennykh preferencii. Struktura i evolyuciya social’nogo interesa [Economics of public preferences. Structure and evolution of social interest]. St. Petersburg: Aleteiya, 2008. In Russian.
Rubinschtejn A.Ya. Rozhdenie teorii. Razgovory s izvestnymi ekonomistami [The birth of theory. Conversations with prominent economists]. M., 2010. In Russian.

Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *