Марина Савельева, Александр Алисов, Нурали Курбанов. Трансформация большого города в обучающийся мегаполис

Социальная сфера

Рекомендуемая ссылка на статью:
Марина Савельева, Александр Алисов, Нурали Курбанов. Трансформация большого города в обучающийся мегаполис // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2014, №5 (91)
.
Марина Савельева, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры общего и стратегического менеджмента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Москва, проспект Вернадского, 82). E-mail: marina.savelyeva@gmail.com
Александр Алисов, доктор экономических наук, профессор кафедры общего и стратегического менеджмента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Москва, проспект Вернадского, 82). E-mail: analisov@mail.ru
Нурали Курбанов, профессор, доктор экономических наук, декан факультета международных отношений и экономико-правовых основ недропользования Российского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе (117997, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.23). E-mail: fepon@msgpa.ru
Аннотация: В условиях усиления межтерриториальной конкуренции для крупных городов, в которых проживает более миллиона жителей, все более актуальным становится вопрос их трансформации в обучающиеся мегаполисы. Обучающийся город действует как собиратель, хранитель знаний, создающий среду для сотрудничества компаний, необходимую инфраструктуру, которая облегчает процесс передачи знаний и идей. Процессу его трансформации присущи такие черты, как концентрация всех участников данного процесса на обучении и распространении знаний; его нацеленность на создание глобального конкурентоспособного индустриального потенциала и развитие способности городского сообщества адаптироваться к новым тенденциям; наличие тяготения к социальной общности, построению доверительных отношений между людьми и постоянному развитию. Становлению обучающегося города способствуют формирование команд городского развития, нацеленных на привлечение инвестиций, разработка механизмов объединения усилий бизнеса и власти, развитие государственно-частного партнерства, предусматривающего участие бизнеса в формировании планов городского развития, а также государства в частных инициативах.
Ключевые слова: обучающийся город, управленческая команда городского развития, индикативное планирование, государственно-частное партнерство

В современном мире нарастающая глобализация и новые средства информационно-коммуникационных технологий меняют формы взаимодействия стран, городов, организаций и регионов. В этих условиях усиливается конкуренция между мегаполисами и все более актуальным становится вопрос их трансформации в обучающиеся города. Особенно это связано с происходящими в них процессами концентрации интеллектуальных, информационных, финансовых и иных ресурсов, развития третичного сектора, активизации взаимодействия малого бизнеса с крупными компаниями, необходимостью разработки и внедрения ресурсосберегающих и природозащитных технологий, а также рационального использования территорий.

Термин «обучающийся» в отношении социально-экономических систем стал применяться с начала 1990-х годов с выходом книги Питера Сенге «Пятая дисциплина». Точкой отсчета в развитии данной идеи стало понятие «обучающейся организации», которая определяется как «организация, преуспевающая в выработке, освоении и обмене новыми знаниями и идеями, а также изменяющая с их учетом свою деятельность» [Garvin D., 1993]. Знание обозначается как «сочетание опыта, убеждений, информации, экспертных мнений, которое дает возможность оценивать и инкорпорировать новый опыт и информацию» [Гапоненко, Орлова, 2008. C. 187].

В настоящее время учеными и специалистами большое внимание уделяется исследованию обучающихся регионов. В то же время результаты данных исследований во многом применимы и в отношении больших городов. Так, например, по аналогии определения обучающегося региона, предложенного Б.Т. Ашейном, обучающийся город может также являться результатом совершенствования экономики промышленных районов, формирующего их конкурентоспособность посредством инноваций. Также подчеркивается роль сотрудничества и коллективного обучения в кластерах и сетях для обеспечения инновационности и конкурентоспособности фирм и городов в обучающейся экономике [Asheim, 1996; Asheim, 2000; Maskell, Eskelinen, Hannibalsson, Malber and Vatner, 1998].

С точки зрения социотехнической школы организационной теории, целесообразно также применение принципов формирования внутри- и межфирменных обучающихся организаций к созданию обучающегося города. Он действует как собиратель, хранитель знаний, создающий среду для сотрудничества компаний, а также необходимую инфраструктуру, которая облегчает процесс передачи знаний и идей [Florida, 1995. P. 527-536].

В соответствии с результатами исследований в рамках проекта IRES [Learning Region, 1998], обучающийся город представляется через влияние на различных субъектов, функционирующих на его территории, характеризующейся дефицитом роста, таким образом, чтобы внутренняя способность города к управлению экономическими и социальными инновационными процессами развивалась через освоение навыков, используемых в других активно развивающихся сферах. В нем реализуется функция обучения при задействовании различных субъектов. Также для него характерно обеспечение всем гражданам свободного доступа к образованию, вследствие чего увеличивается социальная и профессиональная активность людей и эффективнее реализуется инновационный потенциал экономики[1].

При этом выделяются следующие общие черты обучающегося города:

– все субъекты, участвующие в его создании, сконцентрированы на обучении и распространении знаний. Общая цель, единство и доверительные отношения между жителями становятся фактором реализации разделенных ценностей и развития сетей;

– основная цель заключается в создании глобального конкурентоспособного индустриального потенциала и развитии способности городского сообщества адаптироваться к новым тенденциям. Непрерывное обучение становится фундаментом для образования на всех уровнях;

– существует общее тяготение к социальной общности, построению доверительных отношений между людьми и постоянному развитию.

Эксперты подчеркивают, что в обучающемся мегаполисе осуществляется трансформация местных образований в новые формы сотрудничества на местном уровне. Местное правительство преобразуется в местное управление: городские союзы, торговые палаты, городские венчурные фонды, муниципальные образовательные учреждения, исследовательские центры и другие структуры могут заключать соглашения для возрождения городской экономики. Формируется коалиция развития и, в конце концов, обучающийся город. В качестве идеальной модели ученые представляют динамичное и развивающееся поселение, характеризующееся территориальными инновационными процессами. Динамичность его развития опирается на то, что участники городского управления понимают, как сотрудничать друг с другом, обмениваться знаниями, формировать общие проекты. Это понимание исходит из процессов взаимного изучения. Таким образом, субъекты пополняют свои знания и умения в своей деятельности, они всегда включены в данные процессы, делая город развивающимся [Калюжнова, 2003. С. 354].

Организации, которые готовы учиться, реагируют на изменения окружающей среды, находясь в поисках инноваций. Также города участвуют в процессе институционального изучения, для установления рамок и правил, помогающих различным субъектам развиваться и повышать эффективность своей деятельности.

В то же время становление крупного города обучающимся не является стихийным процессом, для этого необходимо сформировать команды городского развития, нацеленные на привлечение инвестиций, способствовать вырабатыванию государственно-частного партнерства, предусматривающего участие бизнеса в формировании планов городского развития, а государства – в частных инициативах.

Формирование команд, нацеленных на привлечение инвестиций в развитие города, предусматривает в первую очередь создание коллектива людей единомышленников, имеющего общую цель и характеризующегося открытостью, прозрачностью границ и наличием управленческого ядра. Первая характеристика предусматривает постоянное взаимодействие команды со всеми заинтересованными сторонами, выявляя их интересы и специфику развития взаимоотношений с ними.

Вторая характеристика обозначает гибкость границ команды, возможность пополнения ее состава учеными, исследователями определенных сфер социально-экономического развития региона, предпринимателями, общественными деятелями и так далее. Один из ключевых факторов развития территории, по мнению специалистов, заключается в создании условий для развития лидерства, то есть содействие формированию большого числа лидеров. При этом отмечается, что необходимо, чтобы свыше одного процента проживающих на территории граждан ощущали себя лидерами и вели себя соответственно [Лэндри, 2006. С. 8], то есть принимали участие в региональных проектах, например, в формировании региональной социально-экономической стратегии.

Одновременно в команде есть управленческий стержень, включающий тех, кто реализует государственное управление регионом: руководство и сотрудники органов государственной власти субъектов Российской Федерации, подразделений федеральных органов власти, муниципального управления. Цель функционирования управленческого стержня – обеспечить благополучие регионального сообщества и устойчивый экономический рост.

Выделенные характеристики приводят к вопросу о подготовке управленческой команды. Помимо высокой квалификации каждого участника городского управления для создания конкурентоспособной команды требуются выработка совместных коммуникаций и методов коллективной работы, способствующие выработке общего видения развития города, достижению синергетического эффекта взаимодействия между членами команды, ориентации на интересы стейкхолдеров и обретению знаний об интересах целевых аудиторий. При этом формами обучения таких команд может быть получение знаний на местах с помощью агентств городского развития и других структур, выстраивание системы коммуникаций, а также обмен знаниями и опытом между командами.

Агентства городского развития, которые наряду с мониторингом социально-экономической и политической ситуации в городе, поддержкой формирования благоприятного делового климата и другими направлениями деятельности предоставляют услуги стратегического консалтинга, имеют достаточно хорошую базу для подготовки конкурентоспособной команды управленцев.

Поскольку становление обучающегося города опирается на эффективное взаимодействие всех стейкхолдеров, одним из ключевых моментов является объединение усилий бизнеса и власти, основанных на общей стратегии, общих целях, прозрачности, разделения рисков в проектах. Среди направлений, способствующих данному процессу, целесообразно выделить применение индикативного планирования городского развития и создание структур, способствующих сотрудничеству коммерческих организаций друг с другом и с региональной администрацией.

Индикативное планирование развития города предусматривает формирование кратко- и среднесрочных прогнозов, обеспечивающих стратегические планы, программы и проекты развития города, их гармонизацию с темпами и пропорциями социально-экономического развития города и содержащих руководство по их воплощению в жизнь [Кушлин, Кузык, Яковец, 2007]. Индикативные планы определяют ключевые направления городского развития. Их структура включает в себя следующие основные разделы:

– оценку конкурентных преимуществ крупного города и направлений их развития, итоги осуществления действующих индикативных планов;

– индикаторы, прогнозирующие положение в городе;

– прогноз по каждому направлению городского развития: социальная сфера, сфера науки и инновационные технологии, производство и товарооборот, экологическая обстановка, институциональные изменения, муниципальное управление, правопорядок, взаимодействие с внешними стейкхолдерами [Кушлин, Кузык, Яковец, 2007].

Данные индикаторы охватывают уровни города, отраслей, городских районов и хозяйствующих субъектов.

Индикативные планы, обязательные для реализации государственными и муниципальными органами управления, в то же время носят рекомендательный характер для предпринимателей – по параметрам спроса, инвестиций, экспорта и импорта. Кроме того, во многих научных исследованиях отмечается, что для эффективной реализации индикативных планов основным условием является согласованность деятельности городских органов власти, бизнеса, а также представителей науки и общественности [Белкин, Стороженко, 2002].

Другим направлением, способствующим объединению усилий бизнеса и власти, является создание структур, объединяющих коммерческие организации и региональные органы государственной власти в организационные сети, и нацеленных на развитие их взаимодействия путем предоставления образовательных, консультативных, юридических, маркетинговых, финансовых, информационных услуг.

Данные образования могут быть сформированы в форме агентств регионального развития, инициативных исследовательских центров и так далее. При этом они могут быть независимыми от региональных органов власти и финансироваться за счет общественных средств.

Независимость данных структур от государственного управления, наличие специалистов, владеющих современными технологиями разработки инновационных решений, позволяет эффективно разрешать социально-экономические проблемы. При этом предлагать решения могут как непосредственно региональные органы власти, так и потребители их услуг.

Правила взаимодействия в сетях, объединяющие региональные органы власти и коммерческие организации, вырабатываются всеми участниками и ими же отслеживается их выполнение. Безопасность инвестирования, целевое использование вложенных средств обеспечивается установленными правилами и общественным контролем всех участвующих лиц. Ключевая роль в данном процессе принадлежит механизмам, содействующим соблюдению норм: сохранение репутации, престижность вхождения в данную сеть, возможность участия в грантовых конкурсах.

Для успешного функционирования таких ассоциаций необходимо наличие следующих условий:

— обоснованная цель объединения;

— реализация включенными в сеть организациями мер по предотвращению нарушений принятых норм поведения;

— выработка и реализация стратегии развития данной сети.

Данные образования могут быть сформированы на основе взаимодействия отдельных организаций в определенных областях, например, в сфере обучении кадров или осуществления маркетинговых проектов. Совместными усилиями они могут приспособиться к новым изменениям и успешно реализовать новые возможности.

В процессе коллективных обсуждений вырабатываются стратегии, определяется обоснованность инвестиций, обнаруживается потребность в формировании грантовых фондов, выявляются условия реализации конкурсов на лучший инвестиционный проект.

Необходимо, чтобы городская политика способствовала совещательному взаимодействию между коммерческими организациями, и их потребителями, бизнес-ассоциациями и агентствами по развитию города.

В то же время трансформации крупного города в обучающийся способствует развитие государственно-частного партнерства, которое представляет собой форму сотрудничества государственных органов власти и частных организаций для достижения социально-экономических целей, представляющих интерес как для тех, так и для других. Его осуществление позволяет развивать инфраструктуру в интересах общества путем объединения ресурсов и опыта каждой из сторон, реализовывать общественно значимые проекты с наименьшими затратами и рисками при предоставлении экономическим субъектам высококачественных услуг.

Основными формами государственно-частного партнерства в сфере экономики и государственного управления являются концессионные соглашения, арендные отношения, соглашения о разделе продукции, государственно-частные предприятия, государственные контракты.

Таким образом, для того, чтобы большой город стал обучающимся, необходимо обеспечить не только привлечение бизнеса к участию в формировании планов развития города, но и государственную поддержку частных инициатив, которая может проявляться в содействии инвестициям, проведение мозговых штурмов и обсуждений с широким участием стейкхолдеров городских проектов.

 

Литература

Белкин В.Д., Стороженко В.П. Индикативное планирование и наращивание инвестиций – необходимые предпосылки повышения темпов роста. // Экономическая наука современной России. 2002. № 4.

Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. М.: Эксмо, 2008.

Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации. М.: ТЕИС, 2003. 526 с.

Кушлин В.И., Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Проект концепции Федерального закона «О долгосрочном прогнозировании, стратегическом планировании и национальном программировании». М.: РАГС, 2007.

Лэндри Ч. Креативный город. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2006. 399 с.

Asheim B.T. Industrial Districts as “Learning Regions”. A Condition for Prosperity? Studies in technology, innovation and economic policy. University of Oslo, 1996.

Asheim B. The Learning Firm in the Learning Region: Workers Participation  as Social Capital // Paper to Summer Conference, Denmark. 2000.

Florida R. Toward the Learning Region // Futures, 1995. № 5.

Garvin D. Building a Learning Organization. Harvard Business Review. 1993.

Learning Region // IRES, Rome. 1998.

Maskell P., Eskelinen H., Hannibalsson I., Malber A. and Vatner E. Competitiveness, localized burning and regional development. Special Sation and prosperity in small open economies. London: Routledge, 1998.


[1] См.: despb.com/news/assets/2013/10/26/training-region.doc

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *