Рекомендуемая ссылка на статью:
Аннотация: В статье раскрывается сущность комплексного подхода при реализации социального партнерства. Представлено понятие социального партнерства. Выделены характерные черты субъектов социального партнерства, основные сферы и механизмы их взаимодействия в целях развития человеческого капитала.
Ключевые слова: методология, социальное партнерство, комплексный подход, субъекты и механизмы социального партнерства, человеческий капитал.
Современная общественная реальность очень многообразна и динамична. Ее развитие также осуществляется с различной целевой направленностью, при плюрализме объектно-предметных составляющих и теоретической основы. В этих условиях эффективность деятельности всех субъектов, участвующих в этом развитии, во многом зависит от методологического подхода, выбранного ими при решении поставленных задач. Важно найти и очень четко сформулировать цель развития, его основные направления, выявить все, подчас неожиданные, связи, определить выходы на новые направления разрешения имеющихся общественных противоречий. В этом отношении очень убедительно доказывает свою эффективность комплексный подход в управлении развитием различных общественных систем.
В статье предпринимается попытка раскрыть возможности комплексного подхода, как методологической основы для исследования проблем социального партнерства (СП), рассматриваемого и в качестве парадигмы общественного развития, и в качестве совокупности механизмов общественных отношений в социально-экономической сфере, направленных на развитие основного фактора ее модернизации в современных условиях: человеческого капитала (ЧК). Естественно, нам приходится учитывать ограниченные рамки статьи. Но основные аспекты указанного подхода будут представлены.
В первую очередь, необходимо представить комплексное видение объекта нашего исследования — понятия «социальное партнерство».
При этом важно учитывать, что само понятие «социальное партнерство» неоднозначно: его можно рассматривать и в узком, и широком смысле слова.
В узком смысле слова социальное партнерство представляет систему «трипартизма» (лат. tripartitus – состоящий их трех частей): взаимоотношения работников (чаще всего в лице профсоюзов), работодателей и государственных органов различных уровней в социально-трудовой сфере. Цель социального партнерства в этом понимании – сглаживание противоречий «между трудом и капиталом». Именно так и начал еще в XIX веке формироваться этот общественный феномен в реальной жизни. Таким образом рассматривают социальное партнерство и большинство зарубежных и отечественных исследователей.
Но социально-трудовая сфера непосредственно и опосредованно связана с другими сферами общественных отношений: производственной, финансовой, политической, культурно-образовательной и др. Все это требует расширения понятия социального партнерства, включения в него взаимодействий в системе институтов государственной и муниципальной власти, представителей бизнес-сообщества и организаций, реализующих некоммерческую общественную активность.
Возможно ли такое широкое взаимодействие на практике? Подкреплено ли это теоретическими выводами в рамках научных теорий? Не является ли это только благим пожеланием ученых и политиков?
Чтобы ответить на этот вопрос, важно, во-первых, изучить практику социального партнерства в различных его проявлениях и на разных уровнях, во-вторых – выявить путем факторного анализа причины его достижений и неудач, в-третьих – попытаться определить теоретическую основу, которая объясняла бы те или иные результаты и позволяла определить возможные перспективы в реализации механизмов социального партнерства.
Для решения первой из поставленных выше задач необходимо прежде всего определить специфику и роль в социальном партнерстве каждой из задействованных в нем сторон. В социально-экономической литературе, сначала на Западе, а потом и в России, данные субъекты стали относить, соответственно, к «первому», «второму» и «третьему» секторам экономики. Нередко эти три сектора называют государственным, коммерческим и некоммерческим.
При определении специфики участников (сторон) социального партнерства (государства, бизнеса и субъектов общественной активности) важно выявить у каждого из них черты, характеризующие их социально-экономическую сущность. В качестве таких черт можно выделить отношение к собственности и цель общественных отношений. В схематичной форме специфика субъектов каждого сектора представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Социально-экономические черты основных сторон социального партнерства
Чтобы раскрыть механизмы социального партнерства, необходимо дать более развернутую характеристику каждого из вышеназванных секторов.
Роль государства в системе социального партнерства состоит в сглаживании отрицательных последствий рыночного механизма регулирования экономики, решение социальных проблем, обеспечение социально-политической стабильности общества.
Что касается второго субъекта социального партнерства – коммерческого сектора, то в рамках социального партнерства важно учитывать не только его изначальную цель (получение прибыли), но и необходимость нести ответственность перед обществом за результаты своей деятельности. Социальная ответственность бизнеса – одна из ключевых проблем в обеспечении устойчивости общественного развития.
Для того, чтобы выявить специфику субъектов «третьего сектора», в первую очередь необходимо определиться с терминологией.
«Третий сектор» – это лишь одно из множества определений, которые используются для обозначения совокупности общественных некоммерческих организаций. Этот сектор также называют негосударственным, неправительственным, независимым, некоммерческим, неприбыльным, благотворительным, сектором добровольной активности, волонтерским, добровольческим, филантропическим [Слободская, 1996].
На наш взгляд, различные понятия «общественного сектора» определяют его сущность: социальная направленность, добровольность, бескорыстность. В механизме социального партнерства некоммерческие организации (НКО) аккумулируют и направляют на решение общественных проблем ту силу, с которой во все времена мыслители связывали прорыв в развитии человечества.
Для характеристики механизмов социального партнерства важно определить и основу взаимодействия его участников. Исходя из комплексного (широкого) понимания социального партнерства расширяется и его цель: в качестве таковой необходимо рассматривать обеспечение комплексного общественного развития на основе объединения ресурсов и согласование интересов представителей данных секторов. Эта взаимосвязь основана на том, что все сферы общественных отношений замыкаются на человеческий капитал (ЧК). Важность учета данной взаимосвязи состоит в том, что в современных условиях, когда стратегическим направлением развития России является модернизация экономики, именно человеческий капитал является ее ключевым ресурсом. Его базой является роль, которую человеческий фактор играет в экономическом развитии общества (рисунок 2).
Рисунок 2. Роль человека в экономике
В рамках рассматриваемой проблемы считаем целесообразным особо остановиться на самом понятии «человеческий капитал». В современной экономической науке человеческий капитал рассматривается как сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в процессе труда, содействуя росту его производительности и заработка трудящися.
При этом человеческий капитал рассматривается экономистами на различных уровнях: личностном (индивидуальном), корпоративном и национальном [Скоблякова, Смирнов, 2006]. И на каждом уровне можно выделить наиболее эффективные механизмы социального партнерства.
Для развития индивидуального человеческого капитала необходимо личностное развитие его носителей. На это направлены сферы здравоохранения, образования, культуры, ЖКХ и др. Для их развития необходимы существенные экономические ресурсы. И здесь, как показывает зарубежная и отечественная практика, достаточно эффективным оказывается взаимодействие власти и бизнеса в рамках механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) [Чернышов, Чернышова, 2011]. В рамках данного механизма осуществляется взаимовыгодное сотрудничество государственных и муниципальных административных структур и частного бизнеса путем объединения ресурсов, рисков и ответственности при создании объектов социальной инфраструктуры (транспорта, дорожной сети, ЖКХ, здравоохранения, образования, культуры, спорта, туризма, торговли, бытового обслуживания и общественного питания), системы коммуникаций, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и др. Именно эти направления инвестиций и распределения полномочий обеспечивают развитие потенциала личности как носителя индивидуального человеческого капитала.
Корпоративный человеческий капитал (в рамках конкретной организации, фирмы) получает существенное развитие при включении вышеуказанных механизмов трипартизма. Заключение и реализация коллективных договоров на уровне организаций и трехсторонних соглашений на федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях обеспечивают, с одной стороны, повышение профессионального уровня работников и, как следствие, эффективность их как экономического ресурса, с другой – сглаживают остроту противоречий между трудом и капиталом, что делает работу организаций более устойчивой.
В развитии национального человеческого капитала, несмотря на то, что на первый план здесь несомненно выходит руководящая, направляющая и координирующая роль государства, без помощи некоммерческих организаций (НКО), являющихся проявлением общественной активности, решить данные проблемы достаточно трудно. И дело не только в ограниченности ресурсных возможностей государственных и муниципальных бюджетов и недостаточной мобильности органов управления всех уровней. Основная проблема заключается в ослаблении моральных ценностей и стимулов в современном российском обществе. А господствующие ценности и стимулы, как показывают социологические исследования, препятствуют всестороннему развитию человеческого потенциала и, как следствие, – его проявлению как социально-экономического ресурса [Леонтьева, 2012]. Решить эту задачу только административными методами или только финансовыми инвестициями невозможно. В этом отношении некоммерческие организации, целью деятельности которых является решение конкретных социальных проблем, существенным образом могут влиять на духовный и нравственный облик общества и тем самым развивать национальный человеческий капитал.
Широкое использование возможностей некоммерческих организаций [Чернышов, Чернышова, 2011. С. 55–59] позволяет эффективно воздействовать на параметры национального человеческого капитала: уровень социальной и политической активности населения, укрепление в общественном сознании принципов социальной ответственности, справедливости, гражданственности, патриотизма.
При этом важно учитывать, что развитие человеческого капитала должно проводиться только комплексно. И тогда будет работать закон синергии, когда развитие каждого из представленных видов человеческого капитала будет дополнять и усиливать развитие двух других. Достичь этого можно только объединив усилия всех субъектов общественного развития, комплексно используя механизмы социального партнерства (СП).
Ведущую роль в данном процессе и как организатор, и как координатор, и как субъект взаимодействия, должно играть государство. Эту обязанность на него накладывает его миссия как института, призванного обеспечить всестороннее национальное развитие.
В качестве основных направлений деятельности государства в развитии социального партнерства целесообразно рассматривать содействие изучению проблем, касающихся использования социального партнерства для развития человеческого капитала; способствование в рамках своих полномочий решению проблем, сдерживающих партнерские взаимодействия на различных уровнях путем оптимизации правовой базы функционирования механизмов социального партнерства, создания дополнительных стимулов для бизнес-сектора, усиливающих их участие в решении социальных проблем, создавая правовые, организационные, социально-нравственные и экономические условия для роста общественной активности населения.
Кроме этого, государство должно стать инициатором создания и постоянного функционирования общероссийского, регионального и территориальных общественных советов по развитию социального партнерства как стратегического направления современного общественного развития.
Таким образом, понимаемое в широком смысле слова и связанное с человеческим капиталом социальное партнерство становится парадигмой эффективного общественного управления. Критериями эффективности механизмов социального партнерства в данном случае будут выступать не только социально-экономические показатели развития общества, но и индикаторы, характеризующие состояние его духовной сферы (образования, культуры, нравственности и т.д.) направленной на повышение качества жизни населения. В целом все это способствует повышению уровня политической стабильности российского общества, его устойчивости и конкурентоспособности на международном уровне. А это, в свою очередь, является основными показателями национальной безопасности России.
Литература
Леонтьева А. Н. Человеческий капитал в устойчивом развитии экономики региона //Проблемы современной экономики. № 3 (43). 2012. C.247–251:
Скоблякова И.В., Смирнов В.Т. Классификация и виды человеческого капитала в инновационной экономике//Управление общественными и экономическими системами. 2006. № 1. Режим доступа: http://umc.gu-unpk.ru/umc/zj2006.php
Слободская М.Л. Терминология российского некоммерческого сектора//Словарь-справочник. М., 1996. 87 с.
Чернышов А.Н., Чернышова А.В. Социальное партнерство как новая парадигма социально-экономического развития: теория и практика: Монография. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2011.