Анатолий Валетов. Развитие Москвы как мирового выставочного центра

Города федерального значения

Рекомендуемая ссылка на статью:
Анатолий Валетов. Развитие Москвы как мирового выставочного центра // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2014, №3 (89)
.
Анатолий Валетов, кандидат экономических наук, заместитель руководителя Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы (111250, г. Москва, ул. Лефортовский вал, 11-2-5). E-mail: anatoly.valetov@gmail.com
Аннотация: В статье раскрываются основные проблемы и перспективы развития Москвы как мирового выставочного центра. Выделены основные направления развития выставочно-ярмарочной деятельности в городе: рационализация имеющихся выставочных площадей посредством обеспечения необходимой инфраструктуры, разработка и реализация коммуникационной политики, ориентированной на интересы отечественных и зарубежных экспонентов. В связи с этим обозначается необходимость в разработке мер по удержанию внимания инвесторов, поставщиков, покупателей и туристов, которые могут быть нацелены на обеспечение свободного доступа ко всей необходимой информации для заинтересованных сторон непосредственно на конгрессно-выставочных мероприятиях или через Интернет; создание благоприятного имиджа, оставление незабываемых позитивных впечатлений у гостей Москвы;  подкрепление провозглашаемых ценностей реальными конкурентными преимуществами: развитой инфраструктурой, простотой процесса инвестирования и заключения договоров, гарантией их выполнения.
Ключевые слова: выставочно-ярморочная деятельность, конгрессная деятельность, конкурентоспособность, Москва.

В современной мировой экономике наблюдается концентрация ресурсов в крупнейших городах, через которые проходят основные финансовые, людские, товарно-материальные и информационные потоки. Особое место среди таких мегаполисов занимают центры, опирающиеся в своем развитии на выставочно-ярмарочную и конгрессную деятельность.

Среди мировых выставочных центров наиболее известны Ганновер, Милан, Франкфурт, Кёльн, Париж и многие другие (таблица 1).

Таблица 1. Мировые выставочные центры[1]

Валетов_1_3_14
Одним из ключевых факторов конкурентоспособности этих городов является высокий уровень организации выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.

В числе лидеров по выставочной площади в помещениях устойчивое положение занимает Париж (554 824 кв. м). В столице Франции работает свыше десяти крупных выставочных комплексов. При этом на их площадях ежегодно проводится более 2000 мероприятий: салонов, конгрессов, симпозиумов, выставок и т.д. Самыми большими выставочно-конгрессными комплексами Парижа являются Paris Expo Porte de Versailles и Parc des Expositions de Paris Nord Villepinte.

Другим лидером среди городов мира в сфере проведения выставок является Ганновер (Германия). Площадь его крытых выставочных площадей составляет 478 900 кв. м. Наиболее известное мероприятие, которое каждый год проводится в этом городе – Ганноверская промышленная выставка. На ней обычно представлено около 6 000 организаций, при этом количество посетителей достигает 200 000.

Вслед за Ганновером по выставочной площади следует город Милан (Италия). Среди выставок, ежегодно проводимых в этом городе, особый интерес вызывает выставка товаров для дома, интерьерного дизайна, подарков и украшений. В ней каждый год участвуют примерно три тысячи экспонентов и 180 тысяч посетителей. Такие города, как Франкфурт, Кёльн и некоторые другие, также известны крупными выставочными мероприятиями (международными выставками автомобилей, книжными ярмарками, художественными выставками, показами мод и т.д.), привлекающими большое количество участников и посетителей.

На первом месте по выставочной площади в помещениях находится Москва (721 600 кв. м – площадь пяти крупнейших выставочных комплексов). Тем не менее, она не является на данный момент признанным международным центром в данной сфере. Выставочных площадей в Москве больше, чем у любого города мира, но они не используются в полной мере и с максимальной эффективностью для города. Известные международные выставки чаще проходят в странах Европы и Америки, имеющими превосходство в инфраструктурной обустроенности и коммуникационной политике. В связи с этим возникает необходимость переосмыслить программу продвижения столицы как мирового выставочного центра.

Наиболее популярными и эффективно организованными выставочными площадками города являются Всероссийский выставочный центр, Экспоцентр, «Крокус Экспо», конгрессно-выставочный центр «Сокольники», Московский Гостиный Двор (таблица 2).

Таблица 2. Основные выставочные комплексы Москвы[2]

Валетов_2_3_14

Всероссийский выставочный центр (ВВЦ) является крупнейшим выставочно-досуговым комплексом России, на территории которого ежегодно проводится более ста пятидесяти выставок и ярмарок, около тридцати из них – международные.[3] Несмотря на большие площади, всемирную известность, большой поток посетителей, эксперты выделяют недостатки, требующие внимания со стороны администрации ВВЦ и Москвы. Среди них устаревшая инженерная и технологическая инфраструктура, стихийная торговля, вытесняющая выставочные мероприятия, большое расстояние между выставочными павильонами, недостаток парковочных мест и т.д.[4] В ноябре 2011 года была представлена концепция возрождения ВВЦ, в которой предусмотрены следующие направления:

  • поддержание экозон ВВЦ и формирование туристских экомаршрутов;
  • организация новых музеев и экспозиций;
  • создание международного выставочного комплекса;
  • модернизация инженерных сетей, строительство энергетических и тепловых станций;
  • развертывание инновационных парков аттракционов и развлечений, игровых площадок;
  • создание гостиничного комплекса вне зоны исторической застройки;
  • улучшение условий для торговли с сокращением ее объема;
  • развитие совместно с органами государственной власти городской транспортной инфраструктуры вокруг ВВЦ.[5]

Вторая крупнейшая выставочная площадка Москвы – Экспоцентр на Красной Пресне. Его закрытая экспозиционная площадь простирается на 105 тыс. кв. м, она оснащена самым современным инженерным оборудованием. Данный выставочный комплекс считается одним из самых дорогостоящих по стоимости аренды выставочных центров в России. Специалистами также выделяются следующие минусы: отсутствие единой зоны рецепции для регистрации посетителей, гардеробов и парковок.

В феврале 2004 года в Москве открылся выставочный комплекс «Крокус Экспо». Его общая площадь насчитывает 548,8 тысяч кв. м.  «Крокус Экспо» является одной из наиболее современных выставочных площадок мира. Его размещение на окраине города отвечает современным тенденциям мировой практики строительства выставочных центров. Здесь проводятся разнообразные мероприятия: от показов мод до промышленных выставок. Среди преимуществ данного объекта: большая ресторанная зона, 49 конференц-залов, бесплатная парковка на 26 тысяч мест, гостиница, близость метро, вертолетная площадка, таможенный пост, оформляющий грузы прямо на территории комплекса.

Еще один крупный выставочный центр Москвы – конгрессно-выставочный центр «Сокольники». Первая выставка на территории парка «Сокольники» «Промышленная продукция США» была проведена в 1959 году. В настоящее время выставочная площадь центра составляет порядка 24 тысячи кв. м. На открытых площадках, охватывающих 17 тыс. кв. м, предусмотрена возможность установки сборных павильонов.

В самом центре Москвы расположен Московский Гостиный Двор. В результате реконструкции в 1995 году он стал современным деловым, культурным и торговым центром. Из 82 тыс. кв. м общей площади комплекса только 13 тыс. кв. м являются выставочными. Выставочный комплекс обеспечен всеми необходимыми современными инженерными системами: легкое светопрозрачное покрытие  имеет системы снеготаяния, климатологии, сбора и отвода конденсата, экспозиционные площади оснащены всем необходимым инженерным оборудованием. При всех достоинствах Гостиного Двора есть и минусы: отсутствие парковки, сложности с доставкой выставочного оборудования экспонентов, невозможность организации индустриальных выставок из-за ограничений нагрузки гранитного пола атриума. Последнее сыграло немалую роль в определении общей направленности тематики выставок в Гостином Дворе – услуги, мода, одежда и обувь.

Следовательно, предложение качественных выставочных крытых площадей в Москве на сегодняшний день составляет около 721,6 тыс. кв. м. Вместе с тем отмечается тенденция перемещения выставок на новые территории, также для организации выставок задействуются арены спортивных комплексов Олимпийского и ЦСКА. Правительством Москвы ведется работа по поддержке и стимулированию строительства новых выставочно-ярмарочных и конгрессных комплексов, но возможности расширения небезграничны. Главный вопрос заключается в том, как рационализировать имеющиеся выставочные площади так, чтобы они использовались с максимальной эффективностью и были востребованы на международном уровне. Требуется новая концепция, которая бы предусматривала развитие выставочных комплексов, отвечающих современным требованиям проведения выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, в первую очередь, развитие необходимой инфраструктуры.

Также Москва нуждается в коммуникационной политике, ориентированной на интересы не только отечественных экспонентов, но и зарубежных. Ее становление как крупного выставочного и конгрессного международного центра позволит получить двойной эффект:

  • непосредственно от деятельности, которая приносит доход, и становится градообразующей;
  • косвенный эффект от международной активности, в процессе которой в город приезжают потенциальные инвесторы, поставщики и покупатели, что способствует развитию экономики Москвы в целом.

Именно второй эффект делает возможной и целесообразной поддержку выставочно-ярморочной и конгрессной деятельности со стороны городских властей. Его достижение открывает новые возможности для развития конкурентных преимуществ мегаполиса, повышает инвестиционную и туристическую привлекательность города. В связи с этим возникает необходимость в разработке мер по удержанию внимания инвесторов, поставщиков, покупателей и туристов, которые могут быть нацелены на обеспечение свободного доступа ко всей необходимой информации для заинтересованных сторон непосредственно на конгрессно-выставочных мероприятиях или через Интернет; создание благоприятного имиджа (эффективная коммуникационная политика), оставление незабываемых позитивных впечатлений у гостей Москвы;  подкрепление провозглашаемых ценностей реальными конкурентными преимуществами: развитой инфраструктурой, относительно простым процессом инвестирования и заключения договоров, гарантией их выполнения и т.д.

У Москвы существуют резервы в развитии в качестве мирового выставочного центра, а также в удовлетворении спроса на выставочные площади. Вместе с тем правительством Москвы ведется целенаправленная политика по активизации выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. Она включает разработку и реализацию концепции о развитии данной сферы, предложение мер по повышению эффективности конгрессно-выставочной деятельности в городе, поддержку строительства новых выставочно-конгрессных объектов и сопутствующей инфраструктуры, создание и функционирование конгрессно-выставочного бюро, предназначенного для информирования заинтересованных лиц о возможностях Москвы и привлечения международных мероприятий и многое другое. В результате наблюдается увеличение выставочной площади, проводимых мероприятий и количества участников выставок.


[1] Мировые выставочные центры. Данные 2008 г. // http://www.turbooks.ru/stati/reklama-i-pr/430-vystavochnaja-dejatelnost-v-turistskom-biznese.html; По данным сайтов Всероссийского выставочного центра:  http://www.vvcentre.ru/; Крокус Экспо: http://www.crocus-expo.ru/; Московского Гостиного Двора: http://www.mosgd.ru/; Экспоцентра: http://www.expocentr.ru/; Ленэкспо: http://lenexpo.ru/

[2] По данным сайтов Всероссийского выставочного центра // http://www.vvcentre.ru/; Крокус Экспо: http://www.crocus-expo.ru/; Московского Гостиного Двора: http://www.mosgd.ru/; Экспоцентра: http://www.expocentr.ru/

[3] Сайт Всероссийского выставочного центра // http://www.vvcentre.ru/exhibitions/

[4] Выставочные площади Москвы. Обзор рынка // http://www.cre.ru/journalnews/1574/

[5] ВВЦ ждут большие перемены // http://www.vvcentre.ru/news/show/?1880

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *