Камиль Ланда, Александр Нечипорук. Решения и меры для адаптации мигрантов

Города федерального значения

Рекомендуемая ссылка на статью:
Камиль Ланда, Александр Нечипорук. Решения и меры для адаптации мигрантов // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2015, №5 (97)
.
Камиль Ланда, доктор политических наук, профессор кафедры национальных и федеративных отношений Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119606, Москва, проспект Вернадского, 84). E-mail: kamzes@hotmail.com

Александр Нечипорук, аспирант кафедры национальных и федеративных отношений Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119606, Москва, проспект Вернадского, 84). E-mail: sanches1689@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена анализу проблем адаптации и интеграции трудовых мигрантов в Москве и формированию новой миграционной политики в этой сфере. Проводится анализ опасностей и угроз, возникающих при интенсивности миграционных потоков. Особо подчеркивается важность этнического фактора в процессе адаптации, принадлежности мигрантов к той или иной национальности, обладающей сильной диаспорой, либо развитыми мигрантскими сетями на территории России. Автор отмечает, что главной особенностью миграционной политики Москвы является ее непоследовательность и нелогичность, что часто приводит к дискриминационным ситуациям в отношении мигрантов.

Ключевые слова: адаптационные ресурсы, трудящиеся мигранты, миграционная политика, социокультурная среда, социальная адаптация и интеграция.

Миграционные процессы способны привнести в социальную жизнь тот же набор опасностей и угроз, что и этнодемографическая динамика. Однако они формируются в предельно сжатое время, что значительно понижает адаптивный социально-психологический потенциал взаимодействующих этнических групп. Кроме того, формируются новые угрозы, связанные с усилением нагрузки на рынки труда, а также с появлением «нетрадиционных» для страны этнических групп. Последнее повышает степень отчужденности между людьми на этнокультурной почве (чаще всего это результат внешних миграций).

Общество, как единое целое, несмотря на разнообразие культур, которое в нем представлено, обеспечивает соблюдение прав каждого, в том числе, оно должно реагировать на любые нарушения этих прав, отвечать за соблюдение взаимных обязательств, поддержание общих ценностей.

В реальных российских условиях интенсивные миграционные перемещения довольно часто провоцируют властные структуры на нарушение человеческих и гражданских прав. Очевидно, что интенсивные миграционные процессы характерны сейчас для многих регионов Российской Федерации.

Если тесные межкультурные отношения не приводят к желаемым результатам, не происходит взаимодействия этнического большинства и меньшинства, тогда тесные культурные связи, особенно характерные для города, превращают пространство в источник конфликта, культурной сегрегации, неприязни и ненависти.

Миграционная политика, формируемая государственными органами, носит фрагментарный характер с высокими рисками ошибок, свойственными фрагментарному подходу. Либерализация миграционного законодательства сочетается с ужесточением мер и дискриминацией прав мигрантов.

Например, с 1 января 2015 года принято несколько законодательных актов в отношении мигрантов. Так, с этого года они имеют право работать у юридических лиц, приобретая патент вместо разрешения на работу, тем самым пребывание мигранта на территории Российской Федерации становится легче и в рамках правового поля, с другой стороны, с этого года мигранты обязаны сдавать платные экзамены по русскому языку, основам культуры и российского законодательства, что усложняет возможность приобретения патента, обходится мигранту довольно дорого и, в целом, открывает дорогу для новых коррупционных схем.

В настоящее время сложилась практическая заинтересованность в формировании в рамках де-факто существующего общего миграционного пространства соответствующих условий, включая разработку новых или гармонизацию существующих правовых механизмов, а также инфраструктурных звеньев, способствующих трудящимися-мигрантами подбору и получению за границей подходящего места работы с достаточными уровнями социальной защищенности и личной безопасности. Практическое решение этой насущной задачи видится в направлении формирования международной сетевой инфраструктуры, узлами которой будут являться комплексные центры, способные предоставлять востребованные услуги в сферах трудовой миграции и занятости населения. При этом государства выезда трудовых мигрантов будут осуществлять учет потенциальных соискателей вакансий, а в государствах приема и трудоустройства мигрантов – учет вакантных рабочий мест, на которые целесообразно привлечь иностранных граждан [Леденева, 2014. С. 48].

Этнический фактор играет важную роль в процессе адаптации мигрантов. Факт принадлежности к той или иной национальности, обладающей сильной диаспорой, либо развитыми мигрантскими сетями на территории России, может способствовать либо адаптации мигранта, его включению в существующие социальные практики, либо окончательному закреплению его маргинального положения.

Московские власти на протяжении последних 15 лет пытаются выработать миграционную политику, способствующую нормализации отношений между различными этническими группами. Главной особенностью этой политики является ее непоследовательность, нелогичность, что часто приводит к дискриминационным ситуациям в отношении мигрантов.

По данным Управления Федеральной миграционной службы по  Москве, с января по декабрь 2014 года в столице на учет было поставлено около 2,7 млн иностранцев и лиц без гражданства. При этом оформлено свыше 286 тыс. разрешений на работу и более 708 тыс. патентов[1].

По мнению многих экспертов, для иностранцев, желающих честно работать в России и, в частности, в Москве, сегодня созданы крайне благоприятные условия.

В текущем году были приняты законы, значительно изменившие правила привлечения зарубежной рабочей силы. Отмена изжившей себя системы квот значительно облегчит доступ мигрантов из безвизовых стран к рынку труда. Фактически число выданных в последнее время патентов для работы у частных лиц равно количеству вышедших из тени нелегалов.

В ушедшем году столичным властям удалось почти невозможное. Всерьёз взявшись за проблему мигрантов, чиновники вместе с правоохранительными органами создали условия для того, чтобы в Москве иностранцам стало выгоднее и безопаснее работать официально.

Сегодня огромный приток иммигрантов в Москву наряду с позитивными моментами, такими как приток капиталов и трудовых ресурсов, вызвал и ряд острых проблем в разных сферах жизни городского сообщества, в том числе связанных со сложностями во взаимоотношениях людей разных национальностей, отличающихся особенностями языка, культуры, образа жизни, психологии и так далее.

Так, в Москве давно наметились очаги возможного формирования национальных анклавов. По данным исследований Центра по изучению межэтнических отношений Института этнологии и антропологии, например, в Вешняках, где численность населения 102 тыс. человек, мигрантов насчитывается 42 тыс. При этом азербайджанцев здесь в пять раз больше, чем в среднем по Москве, таджиков – в шесть раз, узбеков – в 12 раз. В Измайлове при населении 108 тыс. человек мигрантов более 38,9 тыс. Доля китайцев на этой территории превышает среднемосковские показатели в 56 раз, а вьетнамцев – в 35 раз [Салям алейкум, москвичи! 2013].

Ситуация осложняется тем, что новые мигранты, преследуя в основном только экономические цели, зачастую плохо владея русским языком и не зная особенностей местного быта, не проявляют особого стремления к тому, чтобы вписаться в социокультурную среду Москвы. В результате растет своего рода обособление иностранных мигрантов в Москве, что вызывает очень настороженное отношение к ним со стороны коренных москвичей вплоть до полного неприятия, а это, в свою очередь, осложняет процесс адаптации мигрантов на новом месте [Дмитриев, Леденёва, Назарова, 2013. С. 105].

Москва – крупнейший российский регион по приему трудовых мигрантов: здесь регистрируется и получает разрешение на работу примерно пятая часть всех трудовых мигрантов, приезжающих в Россию. Именно поэтому в Москве наиболее ярко выражены все проблемы взаимоотношений принимающего населения и мигрантов. В ходе социологических опросов мигранты поднимали проблему плохих жилищных условий, на сегодняшний день решать эту проблему официально никто не готов, потому что она практически всех устраивает, включая, к сожалению, и москвичей. Более сложной является проблема ассимиляции и адаптации мигрантов – по большому счету, ни в одном европейском городе она не решена до конца. Но и ее можно было бы решить, причем сейчас это сделать проще – в Москве пока нет этнических гетто, а мигранты, в общем, готовы интегрироваться. За этим они сюда и едут – то есть, за хорошей жизнью, за будущим для детей, а интеграция является неотъемлемым условием этого соцпакета.

Служебная деятельность Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве по организации взаимодействия с национально-культурными общественными объединениями строится в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», а также указаниями Федеральной миграционной службы Российской Федерации.

В настоящее время Управлением Федеральной миграционной службы по Москве налажено взаимодействие с 80 национальными и религиозными объединениями. За отчетный период состоялось 79 встреч с представителями национальных объединений и религиозных организаций. В ходе рабочих встреч с лидерами объединений обсуждаются вопросы соблюдения миграционного законодательства, профилактики правонарушений и преступлений, урегулирования статуса иностранных граждан, организации курсов русского языка и культуры [Доклад о результатах… 2014].

В части информирования иностранных граждан о нововведениях в миграционном законодательстве Управлением ежеквартально проводятся рабочие совещания с участием представителей национальных объединений и руководителей заинтересованных департаментов Правительства города Москвы. Постоянными участниками совещаний являются представители профсоюза трудящихся мигрантов, где выпускается ежемесячная газета «Вестник трудовой миграции», в которой на постоянной основе освещаются основные изменения и требования миграционного законодательства Российской Федерации, а также даны разъяснения на разных языках стран СНГ. По итогам совещаний информация размещается лидерами сообществ в различных СМИ в странах исхода мигрантов.

Сотрудники Управления принимают активное участие в заседаниях круглых столов, обучающих семинарах, проводимых российскими и международными организациями. В текущем году состоялось 20 круглых столов, посвященных вопросам адаптации и интеграции иностранных граждан.

Во взаимодействии с общественно-консультативным советом при Управлении Федеральной миграционной службы по городу Москве проводится работа с национальными землячествами, правозащитными организациями и другими представителями гражданского общества. Состоялось три плановых заседания, на которых рассматривались вопросы о миграционной ситуации в Москве, дактилоскопической регистрации иностранных граждан и здравоохранения.

Управление содействует продвижению и распространению имеющихся совместных проектов по организации курсов русского языка и культуры для легально находящихся в городе и стремящихся к адаптации и последующей интеграции мигрантов. Регулярно проводится мониторинг курсов русского языка для иностранных граждан. Всего на территории Москвы действуют 28 курсов русского языка для иностранных граждан, из них 10 в образовательных и лингвистических учреждениях, 10 «Школ русского языка» для детей мигрантов, восемь при национальных объединениях. В настоящее время Управление участвует в двух проектах по организации курсов русского языка и культуры.

Первый проект реализуется на базе учреждений культуры при поддержке Департамента культуры города Москвы. Группы учащихся организовали Межрегиональное общественное движение трудовых мигрантов Кыргызстана и Национально-культурную автономию азербайджанцев России «АзерРосс».

Второй проект реализуется совместно с Русской Православной Церковью и Российским Университетом дружбы народов в рамках соглашения Русской Православной Церкви и ФМС России об организации курсов русского языка и культуры для иностранных граждан.

В рамках проектов Управление Федеральной миграционной службы по Москве изучает и анализирует динамику адаптационного процесса, принимает меры по содействию национальному общественному объединению в решении возникающих проблем, а также участвует в развитии и распространении проектов на территории города.

К сожалению, современная миграционная политика в Москве не предполагает плюрализма и альтернативных подходов к решению социально-правовых проблем мигрантов. У нас по-прежнему используются советские управленческие традиции, которые не позволяют адекватно и быстро отвечать на запросы все более усложняющегося в Москве этнического общества. Позиция чиновников заключается в желании оставаться на упрощенных схемах управления, общепринятых правилах и схемах, понятных и четких нормативах и отличается чрезвычайно низкой культурой восприятия новых практик.

Мигранты в этой среде формируют новую культурную функцию своего национального анклава, которая, скорее всего, может быть обусловлена двумя факторами:

  • темпами модернизации культурной среды исхода;
  • размытостью культурных стандартов, характерной для мегаполисной принимающей среды, порождающей культурную гетерогенность и поддерживающую эту гетерогенность благодаря внедряемым стандартам культурной толерантности.

Возможно, это остановится благодаря наметившейся в России, в особенности в Москве, тенденции к культурной толерантности.

Однако, наблюдаемые сегодня позитивные процессы в сфере адаптации мигрантов, скорее всего, связаны не с проводимой политикой, а с освоением нового культурного пространства самими мигрантами и их самоорганизацией, участием в мигрантских группах и социальных сетях. Таким образом, адаптация мигрантов происходит через повседневную жизнь и активизацию этнической самопрезентации мигрантов.

Литература

Дмитриев А.В., Леденёва В.Ю., Назарова Е.А. Миграция в Москве. Модели и перспективы. Коллективная монография // М.: Издательство «Альфа М», 2013.

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве на 2014 год и плановый период 2015 – 2016 годов. М. 2014.

Леденева В.Ю. Система организованного набора мигрантов как адаптационный механизм // Государственная служба. М. 2014. № 4.

Салям алейкум, москвичи! // Мир новостей, 21 июля 2013. № 3 (813).

Тишков В. Миграционная политика как угроза национальной безопасности России // Presentation at the State Duma Hearing. 2003.


[1] Реестр открытых данных // http://www.fms.gov.ru/opendata

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *